8 мая 2010 года был принят Федеральный закон №83, прозванный в народе «казенной реформой». Он обрекает все бюджетные учреждения на голодный финансовый паек, переводя принципиально не приносящие прибыль заведения на полную или частичную самоокупаемость.
Сами с деньгами
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. Согласно ему все нынешние бюджетные учреждения будут разделены на три типа: казённые, новые бюджетные и автономные. На содержании государства останутся только казённые учреждения – тюрьмы, психиатрические лечебницы, воинские части, лепрозории и противочумные учреждения. Остальным бюджетным организациям – в том числе школам и учреждениям культуры – придётся софинансировать своё существование. По замыслу правительства, это подстегнёт бюджетников и заставит их трудиться на уровне коммерческих структур.
– Государство решило выбросить культуру на задворки, – считает художественный руководитель Камышинского драматического театра Валерий Геворгян, – многие театры от этой реформы просто подохнут. Ведь театр – изначально убыточное производство. Давайте говорить честно, если мы хотим поднять уровень культуры в обществе, нужно что-то вкладывать. Чтобы участвовать в «Фомуле-1», надо иметь болид, нельзя выставить «запорожец» и сказать «езжай»! А уничтожение культуры – это гибель государства.
С первого января театр переходит на автономное существование. Это означает, что в театре сохранится гарантия заработной платы, а также муниципалитет возьмёт на себя часть оплаты коммунальных платежей. На костюмы, декорации, ремонт здания (только капитальный ремонт крыши стоит порядка полутора миллионов рублей, а ещё давно пора привести в порядок щербатый пол и скрипящую сцену) придётся зарабатывать самостоятельно.
Городская администрация всегда помогала своему театру. Но власть может и смениться. Тогда что? Надежды на областной комитет по культуре тоже тают, как мороженое в летний день, «они никогда не приезжали и не интересовались нами, начхать им на нас», продолжает Валерий Геворгян.
Смерть театра
Уйти в «автономку» театр решил добровольно, считая, что другой перспективы просто нет. «Всё равно ведь загонят, если захотят». А автономное финансирование всё-таки предпочтительнее тотального самофинансирования. Даже московские театры, где билеты разлетаются по 100 долларов, отчаянно ему сопротивляются. Что же говорить про провинцию, где детский билет стоит 80 рублей, а вечерний взрослый 120–200 рублей.
– Для полной самоокупаемости нам нужно 22 миллиона рублей в год, – рассказывает худрук. – Для этого придётся давать спектакли шесть раз в неделю при заполняемости зала на 70% и ценой билета в 700 рублей. Для провинциального театра – это смерть!
Кстати, при драмтеатре есть школа-студия и театр кукол «Калейдоскоп» с 15-летней историей. В этом году на юбилей актёры своими руками смастерили детворе в подарок кукол, говорят, малыши в обнимку с ними даже засыпали. По договорённости с городским комитетом по образованию школьники еженедельно ходят на спектакли. А чем дети будут заниматься, если этого не станет? Пойдут «окультуриваться» в подворотню.
– Наш район полностью дотационный, – рассказывает начальник Урюпинского районного отдела по культуре, спорту и молодёжной политике Николай Черкасов, – и наш Дом культуры заработать на себя по определению не сможет, ведь сельские жители самые бедные – зарплата «раз в год после урожая». Так что наш ДК остаётся на бюджетном финансировании.
От редакции.
Вспомним НЭП или хозрасчёт перестроечных времён, когда около 60% предприятий перешли на самоокупаемость. Ожидаемого благоденствия не наступило, зато появилась масса довольно уродливых явлений вроде сдачи помещений детсадов под магазины, или их продажа с молотка…