Недавно в Питере был обнаружен горящий и пахнущий пластиком творог. Результаты проверки школьной формы, которую провело Роскачество, шокируют.
Что происходит в торговле? Как защититься потребителю? На эти и другие вопросы «АиФ-НП» ответил руководитель региональной ассоциации по защите прав потребителей Юрий Гольдер.
Ностальгия по колбасе
Сергей Новцкий, «АиФ-Волгоград»: В редакцию поступает много жалоб на некачественные, да и дорогие продукты.
Юрий Гольдер: Главная проблема - вовсе не некачественные товары. Гораздо хуже отсутствие покупательской культуры и правовой вакуум всех участников торговли. Уровень знаний покупателей растёт, но медленно. К тем, кто отстаивает свои права, чиновники из контролирующих органов и продавцы относятся как к сутяжникам, скандалистам. Но это неправильно! Мы станем цивилизованным обществом именно тогда, когда к претензиям покупателя торговый бизнес будет относиться внимательно.
- С чего начинается обман потребителя?
- С малого. На полках магазина мы часто видим сорта колбас, знакомых с советского детства: «докторская», «любительская», «краковская» и так далее. Но те колбасы были совсем другим продуктом. В советские времена рецептура этих колбас была «гостовской». Нынешние по большей части сделаны по ТУ (техническим условиям) и имеют совсем другой состав и вкус. Всё это не что иное, как попытка заработать на ностальгии.
Креветки в глазури
- Что за скандальная история с креветками, которую выявила ваша организация?
- На протяжении несколько месяцев мы мониторили замороженные креветки в одной из торговых сетей. Оказалось, обманывают потребителя просто. В упаковках в 500 - 600 граммов вместе с товаром замораживают массу воды. Мы обнаружили, что глазури вместо положенных 6 - 7% - 40 - 40%. То есть за весьма немалые деньги нам продают лёд. Это вопиющее нарушение, за которое, кстати, российский закон разрешает наказывать не только снятием товара с реализации, но и приостановлением деятельности торговой сети.
Но на такие меры контролирующие органы в лице Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области не пошли. Хотя и там признают: и в креветках, и в морской рыбе глазури иногда больше по содержанию, чем самих морепродуктов. Но после всех официальных проверок недобросовестные продавцы часто отделываются лёгким испугом. А чаще всего ситуация не меняется и вовсе.
- Есть и другие вопиющие ситуации по некачественным продуктам?
- В начале года специалисты регионального Роспотребнадзора при проверках в торговых сетях обнаружили в молочной продукции из Волгоградской области и молоке из Ростова болезнетворную микрофлору.
В 2014 году мы проводили акцию в сетевых магазинах, которые собственные товары - продукты питания - позиционировали как доступные по цене. Оказалось, что 80% овощей и фруктов имели на момент проверки просроченный срок реализации либо нетоварный вид - это я дипломатичным языком пытаюсь обозначить понятие «гнильё».
Вышел скандал. Негодные товары с прилавков продавцы сняли, не дожидаясь исков в суд. Но потом нам поступали сигналы от волгоградцев - в тех же самых магазинах, особенно в дни предпраздничного ажиотажа, негодные фрукты и овощи, - виноград, яблоки, томаты, картофель свежая зелень - появлялись вновь и вновь. То ли это делается намеренно, то ли специалисты по контролю качества продуктов, которые должны быть в каждом магазине, не справляются со своими обязанностями.
Несколько лет назад в одном из сельских районов области фермер приобрёл в специализированном магазине дорогой мотовездеход, который оказался неисправным. Продавцы посоветовали фермеру чинить дорогостоящую покупку собственными силами. Лишь после вмешательства правозащитников, иска в суд технику фермеру заменили и даже компенсацию выплатили.
Проблемные рынки
- А что на рынках?
- Недавно мы были на одном из продуктовых рынков Котельникова. Мясные продукты хранились и реализовывались поверх прилавков вне холодильных камер на тридцатиградусной жаре. Да через пару часов такое мясо опасно брать! Аналогичные проблемы мы выявляли и на волгоградских рынках.
По закону на рынке должен постоянно дежурить представитель от ветеринарии, а самих продавцов регулярно проверять и Роспотребнадзор, и специалисты облпромторга. Но таких рынков, где все нормы санитарной, ветеринарной безопасности строго выполняются, у нас мало, хватит пальцев одной руки, чтобы сосчитать.
Согласитесь, нет ничего хуже, чем системные нарушения, которые длятся годами и к которым все вроде бы уже и привыкли. С принципом «и так сойдёт» мы никогда к цивилизованной торговле не придём. Она застряла даже не в 90-х, а скорее в 80-х годах. Когда любой товар шёл на ура, как гнилые бананы во времена советского дефицита. Но сейчас не 80-е годы! Что-то со всем этим делать надо!
Вот сейчас, например, власти Волгограда задумали цивилизовать торговлю - вместо ларьков и мини-рынков, чебуречных ввести торговые галереи по современным архитектурным проектам. Но от смены вывески суть торговли не поменяется. Будут и в галерее торговать отталкивающего вида кусками теста, в которых доля мяса, фарша меньше 10%, а не 40-50%, как положено в настоящих пирожках.
- Во всём мире общественники тоже мониторят бизнес? Или это дело надзорных органов?
- В любой цивилизованной стране недобросовестный продавец выплачивает потребителю и государству огромные штрафы за нарушение и одновременно несёт репутационные потери. Но главное, что отличает нас от стран Запада, - это правовая неграмотность, наши потребители не научились отстаивать свои права, а торговцы выполнять свои обязанности. Через пару лет нас ждёт чемпионат по футболу. Чтобы не ударить в грязь лицом, уровень сервиса, торговли, общепита, гостиничного бизнеса нужно подтягивать до приемлемого уровня. Вряд ли кому-то хочется опозорить город мировой славы на весь мир.