Есть ли разумное объяснение постоянному росту цен на продукты питания? Как они будут меняться в ближайшем будущем? На чём придётся экономить?
Об этом говорим с Дмитрием Семененко, волгоградским экспертом в сфере потребительского рынка Волгограда.
Голосуем рублём
Сергей Новицкий, «АиФ-Нижнее Поволжье»: Цены на продовольственные товары постоянно растут. Есть ли этому разумное объяснение, кроме того, что «доллар растёт, нефть дешевеет»?
Дмитрий Семененко: Как раз таки рост курса доллара я бы не стал связывать с ценами на продовольствие. То, что мы сейчас наблюдаем на рынке, - это, скорее, психологическая реакция торговли на неопределенность ситуации. Цены в кризис часто поднимают не в силу объективных причин, а, что называется, на «на всякий случай» - для подстраховки бизнеса. И поднимают до тех пор, пока сам потребитель не перестанет голосовать за нужный ему товар рублём. Разумеется, я не имею в виду импортные товары, поставляемые в наши магазины по жёстко ориентированным на текущий курс валюты контрактам.
Есть общая закономерность: в пору стабильности товарооборот быстро растёт, цены падают или не повышаются, расширяется спектр предложений. Во время экономической неопределённости всё наоборот - товарооборот сужается, цены растут. Напомню: государство вот уже четверть века никак не влияет на продовольственные цены. Потребитель может не согласиться с ценой, и лишь тогда она пересматривается продавцом.
- Но государство обязано хотя бы косвенно влиять на развитие торговли?
- Государство это и делает, причём не безуспешно. На уровне Минэкономразвития РФ в нынешнем году появился революционный законопроект, дающий объектам нестационарной торговли - автолавкам, мобильным ларькам - максимально льготные условия для открытия своего дела. Предприниматели смогут продавать на автолавках собственную продукцию и кооперироваться с другими мелкими структурами, которые из-за малых объёмов производства неинтересны обычным торговым сетям. Это прекрасно, если у нас появятся мобильные мини-закусочные, мини-павильоны, продукция мини-пекарен, семейных кулинарий. Это не регресс к ларёчному бизнесу 90-х, а нечто принципиально новое.
И если дело хорошо пойдёт, - а я в этом просто уверен, уже скоро из-за повышения, усложнения конкурентной среды традиционные торговые сети вынуждены будут снижать, а не повышать цены. И это тоже законы рынка.
«Драка» за потребителя
- Это главный рецепт, как перестроить сегодняшнюю торговлю?
- Я не вижу никаких новых рецептов выживания. Всё это мы уже сотни раз проходили. Почти сто лет назад страну от краха спас НЭП - за считанные дни появились разнообразные лавки, мелкие магазины. Потенциал частной торговли, малого предпринимательства, помноженного на сельскую кооперацию, неисчерпаем. Именно в кризис в сфере торговли, общепита, бытовых услуг должно произойти активное развитие малых семейных предприятий. В странах ЕС до 70 процентов населения задействованы именно в малом бизнесе, который передаётся из поколения в поколение по наследству. Надеюсь, что в скором времени и Волгоград пойдёт по подобному пути. Правда, пока мешает то, что чиновники у нас привыкли «руководить сферой», а не процессом. Допустим, я хочу открыть свой продовольственный стационарный магазинчик. В любой местной администрации будущего предпринимателя обычно водят по кругу, мол, иди на аукцион, выкупай помещение или бери в аренду, если потянешь затраты. На самом деле, создавать условия для торговли нужно иным путём. Необходимо предоставлять уже разработанную схему развития новых торговых объектов, помогать свободно входить в этот бизнес, а не создавать административные барьеры.
- Отток группы товаров стран ЕС сильно подстегнул рост цен?
- Недавно я был в столице на продовольственном форуме World Food-2015. Настрой нашего торгового бизнеса положительный. Наш рынок по-прежнему интересен крупнейшим экспортёрам. Мировые торговые компании дерутся за нашего потребителя! Пока страны ЕС временно покинули поле игры, к нам на рынок устремились страны Юго-Восточной Азии. Есть у России выгодное соглашение о беспошлинной торговле с Сербией - крупнейшим производителем продовольствия. Нужно лишь сориентироваться в новых условиях. И тогда санкции уже не смогут разбалансировать внутренний рынок.
- Выходит, роль международных санкций преувеличена?
- Россия - огромная составная часть мирового рынка. Просто так взять и изолировать страну от мировых продовольственных потоков невозможно. Есть у санкций и положительный момент: с полок магазинов практически исчезли товары высшей ценовой категории, их место заняли аналогичные товары с более демократичными ценами. Уже сейчас местные производители колбас, сметаны, сыров, рыбной и молочной продукции пробились в торговые сети. Но есть серьёзная проблема. На Западе производитель защищён не только законами, но и системой кооперации. Производители зерна взаимодействуют с мукомолами и пекарнями, производители мяса и молока - с молочными и мясными цехами, с транспортными компаниями и мобильными перевозчиками. У нас такая кооперация не развита.
Магия двух лет
- Аналитики говорят, что наша область - житница страны - сильно сдала по многим направлениям. Это так?
- Думаю, далеко не во всём. Молочное производство у нас развивать теперь сложно. Под боком серьёзный конкурент - Краснодарский край. А что касается овощей, уже сейчас мы в год производим их до 900 тысяч тонн. Лишь около 450 тысяч тонн потребляют жители нашей области, всё остальное может быть переработано, продано. Но с переработкой овощей, с их фасовкой у местных фермеров, увы, всё не слава богу. Даже элементарных фасовочных линий, как правило, нет. Здесь тем более важна потребкооперация.
- Сколько времени, по вашим расчётам, продлится кризис?
- Когда аналогичный вопрос задали почти год назад Владимиру Путину, он напомнил, что любой кризис цикличен, а на стабилизацию продовольственного рынка он отвёл два года. Не буду спорить с президентом. Именно два года, один из которых мы уже пережили - вполне оптимальный срок, по окончании которого цены могут стабилизироваться или пойти вниз. До конца нынешнего года не стоит ждать резких ценовых изменений. По крайней мере, для роста цен на такие группы товаров, как хлебопродукты и овощи нет объективной предпосылки к росту вообще. Единственный продукт, цены на который очень сложно прогнозировать, - это сахар. Он у нас не производится. Всё остальное, кроме совсем уж экзотических позиций, мы можем производить или успешно закупать по нужным нам ценам.