Вопросы продовольственной безопасности не случайно беспокоят любого жителя региона. Конкурентоспособна ли продукция местных производителей продуктов питания? Насколько качественны продукты в магазинах? Самодостаточен и независим ли продовольственный рынок области? Ответы на эти вопросы напрямую влияют на наш кошелек и здоровье.
Именно поэтому редакция «АиФ» – НП» организовала 20 июля дегустацию продуктов питания и напитков местных производителей, а также провела «круглый стол» на тему «Продукты питания на волгоградском рынке: качество, польза и вкус».
Гостями «круглого стола» стали: начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области Валентина Кирьякулова, главный специалист экспертного отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области Ирина Попова, заместитель руководителя департамента потребительского рынка администрации Волгограда Артём Арефьев, специалист по маркетингу ООО «Камышинские Колбасы Соловьёва» Анастасия Согрина, руководитель отдела маркетинга ООО «Пивоваръ Изгаршев» Борис Лукаш, директор ООО «Здоровье» (ТМ «Царь-Продукт») Сергей Саблин.
Прилавок с котом в мешке
– Так какова же доля местных производителей на рынке региона?
Отвечает Артём Арефьев:
– Доля местных товаропроизводителей на рынке выросла до 54%. Для сравнения, в прошлом году она составляла 32-34%. Положительная динамика отчасти сложилась благодаря усилиям администрации в этом вопросе. В феврале этого года при помощи администрации Волгограда была создана общественная организация «Волгоградское качество». Департаментом потребительского рынка ведётся работа в рамках акции «Покупай волгоградское». Совместно с крупными сетевыми магазинами проводятся Дни качества, где на суд жителей представляется продукция местных товаропроизводителей.
– Роспотребнадзор – это организация, которая контролирует предпринимателей. Как бы вы оценили тенденции, сложившиеся с качеством волгоградской продукции: стала ли она хуже или лучше, нацелены ли сами производители на качество или оно подменяется количеством?
Отвечает Валентина Кирьякулова:
– Роспотребнадзор осуществляет контроль в соответствии с планом, утверждённым прокуратурой, или по заявлению потребителей на некачественную продукцию. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция, что количество плановых проверок значительно уступает внеплановым, вызванным по сигналу от потребителя. Порядка 90% – жалобы на качество продукции. Причём это касается и местных товаров, и ввозимых в регион. Много жалоб поступает на продукцию с просроченным сроком годности, которую предприятия торговли всё равно реализовывают: наклеивают этикетки с новым сроком годности или даже несколько этикетов поверх друг друга. Также жалуются на некачественную продукцию в пределах срока годности. И таких обращений в год поступает около 300, более 80% из них подтверждается. Порой виноват производитель, порой торговля.
– И кто обычно виноват?
– Есть факторы, которые указывают на вину производителя, например, попадание посторонних предметов. Порой в продукции оказываются самые разнообразные посторонние предметы: начиная от ногтей и заканчивая мышами. Хотя подтвердить факты сложно. Качество продукции напрямую зависит от производителя, посредника и продавца. И нарушения могут произойти на любом этапе: производства, транспортировки или реализации оптовой и розничной.
Существует ещё одна проблема – частая перерегистрация предприятий и уход таким способом от проверок. По закону новое предприятие мы не имеем права проверять, и некоторые предприятия, порой выпускающие опасный по санэпидемиологическим показаниям продукт, этим пользуются. Мы выявляем факты и передаём в прокуратуру и следственные органы.
Как попасть в магазин?
– Насколько сложно войти в торговые сети местным производителям?
Отвечает Артём Арефьев:
– Действительно острый вопрос, но путём многочисленных совещаний и переговоров с присутствием представителей торговых сетей он решается, и волгоградские производители начинают входить в сети. Я думаю, что в скором времени мы сможем воплотить все чаяния местных товаропроизводителей входа в торговые сети.
– И в чём же был камень преткновения?
– Их много: и простое нежелание, и незнание местных товаров. В регион продукция поступает со всей России, и отказаться сетям от этого сложно. Но путём «круглых столов», переговоров эта тенденция начинает меняться. Сетевики стали понимать, насколько это важно, и начинают приобретать продукцию местных производителей.
Отвечает Валентина Кирьякулова:
– На территории Волгоградской области сейчас проходит конкурс на лучший объект потребительского рынка, где принимает участие огромное число предприятий торговли. Одно из условий конкурса – наличие продукции местных товаропроизводителей. Так вот, доля продукции местного производства у гипермаркета «Реал» всего 10%. Это очень низкий показатель.
Отвечает Борис Лукаш:
– Ведь мы хотим, чтобы налоги не утекали в бюджеты других регионов, а оставались дома. Порой мы отдаём продукт в магазины, куда привозят импортную продукцию. Импортную, даже не российскую! Если местных производителей не будут пускать в сети, то о каком развитии экономики и улучшении жизни может идти речь? Конечно, мы не собираемся сдаваться. Для того чтобы попасть в сети, мы должны делать конкурентоспособный продукт не только на отечественном – на мировом рынке. Только так можно взять все барьеры. И тогда не мы будем заинтересованы в сетях, а они в нас.
Право на качество
– Что делать, если приобрёл товар, чек забыл в магазине, а вернувшись домой, обнаружил, что продукт просрочен?
Отвечает Валентина Кирьякулова:
– Возвращайтесь в магазин, где приобрели некачественный продукт. Наличие чека в этой ситуации не обязательно – в сетевых магазинах есть кассовые аппараты, где будет зафиксировано время покупки. Обратившись в магазин, смело требуйте возврата или обмена товара на аналогичный, но с нормальным сроком годности. Если сотрудники магазина откажутся, обращайтесь в управление Роспотребнадзора. Желательно приложить этикетку как вещественное доказательство и указать место и примерное время покупки.
– Ещё жалуются, что торговые сети часто ставят на этикетки свой срок годности, этим грешит колбасная и хлебобулочная продукция. Имеет смысл на это жаловаться?
– Да. Это считается недостоверной информацией для потребителя. Ставить свой срок годности торговые сети не имеют права, только срок годности от производителя. К сожалению, таких жалоб очень много и везде они подтверждаются.
– А контролируют ли сами производители качество своей продукции в торговых сетях?
Отвечает Анастасия Согрина:
– Тотально контролировать все сети, где есть наша продукция, мы просто физически не можем – их слишком много. Но как только к нам обращаются покупатели, заявляющие о факте заклеенного срока годности или продукции в неприглядном виде, мы, конечно же, немедленно реагируем на эти жалобы: производим обмен, осуществляем возврат.
Отвечает Борис Лукаш:
– У нас существует служба мерчендайзеров, которая напрямую работает с товаром: следит, как выложен товар, когда истекает срок годности. Один магазин они посещают раз в два дня, так что за свежесть нашей продукции покупатели могут быть спокойны.