aif.ru counter
484

Как правильно выбрать молоко

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Нижнее Поволжье 24/10/2012
Фото: из архива «АиФ» – НП»

Сегодня в магазинах полки заставлены самыми разными коробочками и бутылочками с молочными продуктами. Недавний опрос среди потребителей показал, что 62% из них затрудняются сделать выбор из этого многообразия.

Какое же молоко и молочная продукция полезнее? Какому производителю доверять? Есть ли антибиотики в молоке? Вопросов назрело столько, что очередной «круглый стол» мы посвятили рынку молочной продукции региона. А заодно провели дегустацию молочных продуктов от местных производителей.

Чужая оккупация

– Что же происходит на рынке молочных продуктов в Волгограде?  

Дмитрий Семененко:

– Если мы посмотрим на эту проблему с точки зрения потребителя, то увидим плюс в большом количестве молока и молочной продукции от разных производителей. Однако, если взглянуть на рынок чуть глубже, то мы вспомним, что когда-то в Волгограде было шесть молокозаводов, в настоящее время один – третий молокозавод. И то он выполняет функцию посреднического звена между крупным международным производителем молочной продукции и потребителями, таким образом, в городе практически ничего не производится. Ажиотажа с нехваткой молока мы не наблюдаем, за это спасибо производителям из других регионов и районов.

Часто люди обращаются с жалобами, что купили молоко, забыли на даче, а оно и через две недели не испортилось. Разве качества и свойства этого продукта могут это допустить? Не случайно в Волгограде существует проект «Волгоградское качество», который направлен на то, чтобы жители города больше доверяли местным продуктам. Хорошо, что нишу, которую занимали волгоградские производители молока, заняли производители из области, потому что продукты, которые произведены здесь, в большей степени полезны и качественны.

– А помогают ли власти местным производителям? 

Дмитрий Семененко:

– Мы это и делаем. Но при этом столкнулись с другой проблемой. Главная просьба, с которой к нам обращаются, – помочь войти в торговую сеть. Но для этого нужно иметь раскрученный бренд. Мы предлагаем сначала некоторые малобюджетные проекты, которые помогут создать имя, а уже потом с ним входить в сети.

Татьяна Толокова:

– Мне видится проблема в другом. Хотелось бы, чтобы власти поддержали производителей молока – фермеров. Мы столкнулись с тем, что качественного сырья не так много. Если в Краснодарском крае есть огромные фермы, которые дают в день по 20–30 тонн молока, то у нас такого раздолья нет. Но мы имеем то, что имеем. Если откажемся и от этого, то мы вообще погубим производителей молока. Будет невыгодно держать корову.

Подняться на одну полку 

– Многие потребители напуганы, что в молоко добавляются антибиотики. Так ли это на самом деле? 

Татьяна Толокова:

– Это не так. Как только антибиотики попадают в молоко, невозможно выработать ни один кисломолочный продукт.

Николай Лукьяненко: 

– Однако с 2013 года планируется коррекция в техрегламенте на молоко, где увеличат разрешенный минимум содержания антибиотиков. Но я хотел бы начать с того, что готов снять шляпу перед любым волгоградским производителем только за то, что они хоть что-то производят. Но почему-то нашим производителям в сетях всегда ставят самые невыгодные места, их продукция всегда на нижней полке. Было бы здорово, если бы власти помогли им подняться на одну полку.

Сетевые магазины сейчас поделены между двумя крупными международными производителями молочных продуктов. Так вот хотелось бы, чтобы рынок был поделен не между ними, а между нашими местными производителями и этими мегакомпаниями. И в Ижевске это удалось сделать. Там на полках в магазинах вы не встретите засилья продуктов иностранных компаний. Из 30 сортов масла 20 сортов – от местных производителей. Так почему же в Волгоградской области этого не происходит?

– Ответ лежит в финансовой плоскости? 

Никлай Лукьяненко:

– Просто федеральный бренд давит с такой силой, что невыгодно вкладывать деньги в местных производителей.

– А что можно сказать о качестве молочной продукции?

Валентина Кирьякулова: 

– За шесть месяцев этого года значительно ухудшилось качество молочной продукции. На 5,7% увеличилось число нестандартной продукции. Причём количество фальсифицированной продукции. В чем фальсификация? Это использование не заменителей молочного жира, которое допускается в молочных продуктах, а растительных жиров. Это очень неприятный фактор. Потому что с раннего возраста у детей забиваются сосуды, что является предпосылкой к развитию раннего атеросклероза.

Идёт постоянное ужесточение на законодательном уровне требований к продуктам. И всё равно мы видим на прилавках такие недопустимые названия, как «сметанка», «сгущёнка», «пломбирчик». Что касается антибиотиков в молоке, то наша лаборатория ни разу за всю историю своей деятельности их не выявляла. Я знаю, что некоторые производители добавляют его в пиво, чтобы сохранить свежесть. Но вряд ли в молоко! При термической обработке антибиотики в какой-то степени разлагаются. Впрочем, не всё так просто. Возможно, дело в том, что нормируются антибиотики только трёх рядов, а фармакология сейчас очень развита и наши методики могут их просто не улавливать. Стоит изменить один компонент в лекарстве – и он уже не запрещён.

– Так как же нам, потребителям, правильно читать этикетку на молоке, чтобы не напасть на «сметанку» или «кефирчик»?  

Антон Шастун: 

– Основной документ, в соответствии с которым должна изготавливаться любая молочная продукция, – технический регламент на молоко и молочную продукцию № 88-ФЗ. То есть и на упаковке продуктов из молока в соответствии с требованиями этого техрегламента должны быть указаны состав, пищевая ценность, масса продукта, условия хранения и срок годности. И никакие уменьшительные названия продукта недопустимы. Также производитель может поделиться с потребителем уникальной информацией о полезных свойствах продукта, особенностях сырья и выращивания коров.

Альтернативная еда 

Николай Лукьяненко:

– В Санкт-Петербурге открывается новая сеть магазинов «Семейный капитал», которая создаётся специально под местных товаропроизводителей. Это, по сути, альтернативный рынок сбыта местных качественных и натуральных продуктов.

Дмитрий Семененко:

– В Европе тоже есть такая сеть магазинов, «Органика». Продукты, которые там продаются, чуть дороже, но все знают, что они натуральные. Европейская мода на здоровое питание приходит и к нам.

Галина Кайль:

– Сейчас в популяризации и маркетинге нуждаются уже не торговые марки, а сам продукт – молоко! По данным молочного союза, потребление молока и молочных продуктов – 230 кг в год на одного россиянина. При норме 390 кг!

– Некоторые говорят, что, мол, взрослым молоко вредно…

Валентина Кирьякулова:

– Молоко полезно для всех! По норме ребёнок должен употреблять в день 900 мл молока, а взрослый человек – 500 мл.

Галина Кайль:

– К сожалению, 87% жителей при выборе молока задумываются только о цене, а не о качестве.

Татьяна Толокова:

– Хочется, чтобы покупатели относились к молоку, как к важному продукту питания, а не как к игрушке. Сейчас важна цена и броская упаковка, а о здоровье почему-то мало кто думает.

ЭКСПЕРТЫ

Дмитрий Семененко, руководитель департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда

Николай Лукьяненко, генеральный директор ТК «Новая Линия»

Антон Шастун, бренд-менеджер молочной продукции ТМ «Царь-Продукт»

Валентина Кирьякулова, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

Татьяна Толокова, главный технолог ООО «Любимый город»

Галина Кайль, начальник отдела маркетинга ООО «Любимый город» 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах