С нынешнего года по новому техническому регламенту Таможенного союза лифты, отслужившие свой срок, смогут продолжать свою работу при целом ряде оговорок. Станут ли от этого наши лифты безопаснее?
Остановить одним чихом
«Наш лифт постоянно выводит из строя «лихая» молодёжь, – жалуется пенсионерка с улицы Краснознаменской Ольга Фатеева. – Сами лифты старенькие, с распашными кабинами и так устроены, что их можно «обездвижить» лёгким чихом. Эти кабинки старше большинства жителей нашего дома. Но на их замену, говорят, у города нет денег».
Помнится, пару лет назад в Волгограде разразился настоящий «лифтовой кризис».
Все городские лифты старше 25 лет в областном центре до замены «неблагонадёжных» механизмов отключались по суду Ростехнадзором, и многие жители многоэтажек оказались без вины виноватыми. Не приведут ли новые правила технического регламента к очередным испытаниям нервов и здоровья жильцов?
Представители коммунальной сферы и Ростехнадзора пока убеждены, что повода для тревоги у горожан нет.
– Если по прежним правилам отслужившие свой срок лифты полагалось менять в обязательном порядке, то по новому регламенту по достижении 25-летнего срока эксплуатации специализированная аккредитованная организация проводит техническое обследование лифта, – поясняет замминистра строительства и ЖКХ региона Александр Заборский. – Если лифт признают исправным, то его разрешают эксплуатировать ещё в течение одного года. А дальше процедура обследования лифта повторяется один раз в год».
Передышка на время
Только по Волгограду степень износа лифтового оборудования составляет свыше 60%, чуть меньше этот показатель в Волжском и Камышине. Если следовать логике прежних регламентов, то практически 3/4 лифтовых кабин в областном центре необходимо срочно выводить из эксплуатации. Пока работы по замене городских кабин происходят вяло и в основном лишь за счёт федерального фонда реформирования ЖКХ. По этой программе по Волгограду обновлено не более 490 лифтов на общую сумму свыше 700 млн. руб.
«Заменить в одночасье столь дорогостоящие механизмы, как лифт, а это как минимум 1,5–1,7 млн. руб. вместе с монтажными работами, вряд ли возможно, – считает технический директор предприятия «Волгалифт» Александр Бардаков. – Приостановка эксплуатации лифта-ветерана вопроса также не решит, она лишь создаст дополнительные проблемы».
Таким образом, новый техрегламент даёт муниципалитетам законную передышку, предоставляя возможность эксплуатировать лифты и год, и пять, и десять после истечения нормативного срока.