В многоэтажных домах ездят на лифтах, не подозревая, что удобству приходит конец. Ведь по новым правилам это хозяйство может служить не больше 25 лет. Нельзя ни ремонтировать, ни менять оборудование частями – только целиком. А денег на это нет.
Опасные объекты
Переворот в технике и финансах призвана сделать маленькая брошюра – новый технический регламент о безопасности лифтов, действующий с октября 2010 года. Он и установил срок службы. Теперь спустя четверть века после пуска специализированная организация проводит диагностику и даёт заключение о возможности эксплуатации до трёх лет. Дальше гоните денежки на новое оборудование, а стоит один лифт полтора миллиона рублей. В стандартной девятиэтажке с каждой квартиры надо взять 44 с половиной тысячи рублей. Масштабы нависшей беды огромные.
– В Волгограде не меньше 70% этого оборудования требует замены по срокам службы, – считает директор ООО СП «Лифтсервис» Александр Зайцев. – Да, они пока исправны, но – не соответствуют регламенту.
За жилой фонд, в том числе и за это хозяйство, отвечают управляющие компании. Случись что, отвечать тоже им. Отвечают остановками лифтов, как это случилось в доме 6а на Невской. Там провели экспертизу промышленной безопасности, и оказалось, что все четыре лифта попали под статью «опасные производственные объекты».
Ростехнадзор по суду добился остановки этого оборудования, и восемь месяцев жильцы топали по этажам.
– Ветеран с восьмого этажа ни разу не вышел на улицу! – возмущается Валентин Акутин. – Семья с двумя детьми из-за этого продала квартиру. Нашему лифту 41 год, по новому регламенту его надо менять.
Следом с бадиком шла бабушка. Когда лифт не работал, добиралась до квартиры полчаса. Она уверена, что скоро всё повторится: эксплуатацию разрешили временно. Теперь каждый день считают подарком судьбы.
Остаётся надеяться на Фонд реформирования ЖКХ, но и в эту программу трудно войти из-за того, что жильцы не хотят платить положенные 5%. В доме на Невской та самая бабушка с костылём напрочь отказалась ставить свою подпись под решением собрания жильцов участвовать в софинансировании замены лифта, хотя живёт на пятом этаже. Население трёх нижних и вовсе можно заставить платить только по суду. Да и не очень-то теперь Москва раскрывает карман: если в 2010 году по Волгограду таким путём заменили 90 лифтов, то в прошлом – лишь четыре.
Полгода пешком
В Волжском ещё хуже, за 2011-й здесь не появилось ни одного нового лифта, хотя из 800 с лишним единиц 60–70 давно выработали свой ресурс, а процентов 40 перешагнули тот самый 25-летний рубеж. Цифры называет директор специализированной фирмы «Вира» Алексей Шевченко.
– Дело усугубляется тем, что по новому регламенту все их нужно ещё и доработать до современных требований. Есть замечания, которые легко устранить – например, устроить на крыше розетки. А есть пункты, которые невозможно выполнить в принципе. Скажем, оборудовать кабины системами пожарной сигнализации. Подключаться лифты должны к системе пожаротушения всего здания, но это предусмотрено только в 14-этажных высотках, в девятиэтажках ничего такого нет, – продолжает Шевченко.
Волгограду и Волжскому уже предлагают брать новые лифты в лизинг. Значит, к полутора миллионам прибавятся банковские накрутки. Хотя и без них никто не хочет тратиться. А делать что-то надо, ведь только в Волгограде нужно менять около трёх тысяч лифтов.
– Что дальше? А ничего. Если программу реформирования ЖКХ свернут, будет полнейший крах, – говорит директор «Лифтсервиса» Александр Зайцев.
В департаменте ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда напоминают, что всё будет зависеть от собственников, то есть жильцов. Если они начнут принимать решения об участии в программе софинансирования и если область сумеет защитить заявку на 2012 год, то деньги дадут в объёме прошлого года – 140 млн. рублей. Ну, а пока мы не отчитались за два предыдущих года.