Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве в Волгоград приехали немецкие туристы. Их отцы и деды принимали участие во Второй мировой войне. У троих из группы судьба семей была связана со Сталинградским сражением.
Немцы в городе
Увидев эту пожилую улыбчивую женщину, ветераны, принимавшие капитуляцию Паулюса, узнали бы её сразу. У неё отцовский овал лица, нос и взгляд. Фрау Анита Бранд говорит, что ей достался и характер папы – генерал-майора Фридриха Роске. Именно он нашёл потерявшегося в руинах полностью деморализованного Паулюса. Привёл в подвал ЦУМа и отдал ему свою комнату. Именно он шесть последних дней января командовал южной частью сталинградской группировки германских войск, от имени Паулюса объявил о капитуляции и подписал приказ о прекращении боевых действий. Домой Роске попал лишь через 12 лет и, приехав, сразу же сел писать мемуары. Первая глава была посвящена Сталинграду. Его самые жуткие воспоминания были связаны с оврагами вокруг города: их было очень много, и в каждом прятались десятки советских танков.
Своего отца фрау Бранд знала мало. Он ушёл, когда ей было 9 лет. Вернулся, когда исполнилось 23. После русского плена прожил всего один год. По словам дочери, генерал Роске никогда не состоял в нацистской партии, был профессиональным тактиком и в этой войне просто выполнял свой долг. На сталинградскую землю 81-летняя фрау Бранд приехала впервые – всю жизнь её тянуло побывать в том городе, о котором так много говорил отец. Вместе с дочерью Утте Браун-Мюнцигер они долго выбирали цветы – остановились на желтых хризантемах. Говорит, они очень похожи на солнце, чтобы осветить память погибших здесь людей – и русских, и немцев. В Зале воинской славы на Мамаеве кургане женщина долго стояла у стены, утирая слёзы. К подножию Родины-матери поднималась, часто отдыхая – от 200 ступеней и нахлынувших переживаний заходилось сердце.
«Это фантастический монумент, – восхищалась потом Анна Бранд. – К сожалению, такого памятника людям, павшим на этой войне, у нас просто не может быть».
«Что было, то было»
Ещё одно потрясение немцы испытали на мемориальном кладбище в Россошках. Сюда цветы привезли уже все члены делегации. Вначале они отдали дань памяти русским солдатам, а потом отправились возложить цветы соотечественникам. У Кристофа Репентина в этих местах пропал без вести отец – он долго пытался найти его фамилию на одном из 107 кубов с высеченными именами пропавших солдат. С первого раза не получилось. Пришлось ехать в информационный центр в Россошках и поднимать архивные документы. Лишь по ним удалось установить местоположение куба с фамилией Репентин. Вернувшись и найдя знакомую фамилию, пожилой мужчина долго, по-немецки сдержанно вытирал слёзы.
В Волгограде интуристам показали много городских достопримечательностей: музей-панораму «Сталинградская битва», музей-заповедник «Старая Сарепта», подвал ЦУМа, где сдались в плен Паулюс и его окружение с Роске. На площади Павших Борцов, услышав немецкую речь, к группе подошла пожилая женщина. Рассказала, как в детстве они выживали в военном Сталинграде, зажатые между немецкими и советскими окопами. И что ненависти к немцам у неё уже давно нет. «Что было, то было. Прошло».
Но больше всего туристы удивились волгоградским дорогам – иностранцы никак не могли понять, почему же они такие плохие, как будто война была только вчера.