Корреспондент «АиФ» – НП» опробовал на себе новейшие отечественные психотехники, включая приборное тестирование на детекторе лжи. Общее ощущение: заокеанские шпионы и неискренние корыстолюбцы не пройдут.
Как утверждают сотрудники милиции, от детектора лжи практически невозможно скрыть пороки любых личностей, склонных к немотивированной жестокости, корыстным поступкам, наркомании, алкоголизму, суицидальным и садистским наклонностям.
Таких не берут в милиционеры
Нашумевший случай с майором Евсюковым, расстрелявшим в столичном супермаркете случайных посетителей и работников, заставил правоохранительные органы ещё серьёзнее относиться к отбору претендентов. Некоторые студенты, но в особенности соискатели на должности в правоохранительные органы, прежде чем быть принятыми, проходят всестороннее тестирование на полиграфе – детекторе лжи.
«Все слухи, мол, наш прибор полиграф напрямую способен мысли читать, разумеется, не более чем домыслы, – улыбается психолог академии МВД Елизавета Белецкая. – На самом деле прибор располагает целым набором взаимно дополняющих друг друга датчиков нервно-физиологической и эмоциональной реакции человека на тестовые вопросы. Конечно, мысли мы не разгадываем, но вот патологичные наклонности характера после всестороннего тестирования на детекторе лжи вычисляются с вероятностью 99,9%».
Детектор лжи позволяет, пояснила специалист, с помощью специальных датчиков, крепящихся на теле, измерять и записывать целый ряд различных показателей организма. Регистрируются параметры сердечно-сосудистой и дыхательной системы, кожно-гальванической реакции, изменение голоса и положения тела, задержки словесного ответа, двигательной реакции, показания мозговой деятельности. В общем, всего того, что усилием воли контролировать невозможно. Не столь давно таким образом «зарубили» кандидатуру одного из соискателей престижной должности в органы МВД. Соискатель вполне подходил по всем анкетным данным, но вот незадача – детектор лжи указал, что он что-то усиленно скрывает. Позже выяснилось – не принятый на работу в милицию мужчина задолжал своим родственникам солидную сумму денег и обещал «непременно расплатиться всем, чем можно, как только стану милицейским чином».
Это был не я
По моей просьбе психолог усадила меня на «лобное место», навесила на меня все мыслимые датчики детектора лжи и приступила к тестированию. Нет, вовсе не на склонности к садизму, извращениям или наркомании, а на способность утаивать важную информацию. Предварительно записав мою фамилию. «Отвечайте на все вопросы «нет», – безо всяких комментариев и пояснений просит меня психолог. «Ваша фамилия Лопатин – нет, Кузин – нет, Аронов – нет, Новицкий – нет, Сидельников – нет».
«А теперь смотрите, – Елизавета Владимировна демонстрирует отображенные на мониторе прибора графики, – видите – как только вас спросили «Новицкий?», ваши эмоциональные, внутренние параметры изменились наиболее существенным образом. Как бы словесно вы ни попытались утаить правду, что вы не Новицкий, не получилось. Прибор всё указал»…
Говорят, весьма широко детектор лжи начал применяться отечественными следственными органами ещё в прошлом десятилетии, а ещё раньше «получил прописку» в контрразведке. И хотя подобные тесты уже широко применяются в ряде крупных компаний, фирм даже при приёме на работу, они не всегда универсальны. К слову, в США в настоящее время существует целая ассоциация жертв полиграфа. Ну, а в нашей стране тестирование полиграфом распространено гораздо скромнее и пока приносит больше очевидной пользы.