Волгоград, 23 ноября – АиФ-Волгоград. Сейчас уже не докопаться, кто ввел в оборот выражение «слуга народа». Корни находят в античности. Но популярными это словосочетание сделали советские плакаты, растиражировавшие афоризм Сталина: «Депутат должен знать, что он слуга народа».
В советское время депутаты действительно жили поскромнее, старались не высовываться. Хотя, конечно, никакими слугами не были. Во всяком случае, народу не давали почувствовать себя господином. С «господами» расправились еще в гражданскую. И всегда партийная и государственная верхушка в первую очередь пеклась о себе. Так, едва закрепившись во власти, большевики не преминули обеспечить себя пайками, служебным транспортом и прочими благами.
12 джипов и одно джипье крылышко
Их наследники (большинство из них тоже почему-то партийные, только знамена другие) сохранили любовь предшественников к казенным автомобилям. В 2009 году администрация Волгоградской области приобрела для разных ведомств 24 иномарки. На эти цели потратили 12,5 млн рублей. Напомню, что в стране в то время был кризис – по крайней мере, о нем много говорили, сворачивая разные социальные программы. Каким-то комитетам достались «тачки» попроще, каким-то – подороже. Для государственной службы занятости купили Mitsubishi Outlander за 1,1 млн. Для учреждения, подведомственного областному КДМ, приобрели Mitsubishi Pajero за 1,5 млн. А ради областного комитета по здравоохранению раскошелились на Land Cruiser за 1,7 млн. руб. По ценам 2009 года выходило, что вместо дорогой иномарки для комитетчиков, можно было бы приобрести и частично оборудовать две новые машины «скорой помощи».
И вот история повторяется. Чиновники экологической службы Новоаннинского района решили, что им не помешает хорошее авто. И на сайте госзакупок разместили информацию о готовности приобрести джип. Начальная цена аукциона – 2 млн рублей. Такие торги отличаются от обычных тем, что цена все время понижается. Продавцы предлагают товар, сбивая ставку конкурентов. Так доходит до той планки, когда дешевле уже нельзя. Но на практике не редки случаи, когда аукционы проходят на безальтернативной основе. И максимальная цена остается неизменной.
Не буду утверждать, что именно такую схему намеревались провернуть новоаннинцы, но показательно само тяготение к роскоши. Да, машина за 2 млн рублей – это уже не просто средство передвижения, каким является старенький микроавтобус. Мне чужих денег не жалко, но здесь речь о бюджетных средствах, которые формируются из наших налогов. А у Новоаннинского района дефицит районного бюджета равен 23,5 млн рублей. Если для населения я делал пересчет в машинах «неотложки», то могу сделать то же самое для новоаннинских чиновников: господа, ваш дефицит составляет 12 джипов!
Теплая благодарность
Можно вспомнить и недавний случай в мэрии, когда один руководитель уехал из города, а другой, сев в его кресло, выписал тому премию. За подготовку к отопительному сезону и своевременный пуск тепла. Уехал Собакарь, дал ему денег Гавва. Будем знакомы.
Я совсем не хочу, чтобы у меня были слуги. К чему разводить это лакейство? Но у нас есть наемные работники, сидящие на нашем бюджете. Этих работников мы привычно и не без оснований называем «власть». Но многие идущие во власть понимают это слово как «в сласть» – вдоволь напользоваться временными благами.
А, ну чему я тогда удивляюсь? У нас же городское руководство временное. То есть «и. о.». В старом советском фильме «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» отличница говорит заглавному герою: «Ты УО – умственно отсталый». И обиженному мальчику везде мерещатся эти буквы: «УОниверсам», «УОлица»…
Раз уж кому-то неймется переименовать наш город во что-нибудь, то, может, возьмем название Иолгоград? Временно.