Её появление стало одним из самых резонансных событий в масштабах не только региона, но и всей России. Стартовавший в Волгограде пилотный проект «Новая модель местного самоуправления» стал первым шагом в грядущей общероссийской реформе местной власти.
Для совершенствования системы органов местного самоуправления было решено сформировать их, начиная с низового уровня, а именно с внутригородских районов крупных городов. Каковы первые результаты действия новой модели? Чего удалось достигнуть за прошедший месяц? На эти вопросы отвечает Ирина СОЛОВЬЁВА, член Центрального совета Всероссийского Совета местного самоуправления, руководитель регионального отделения ВСМС, председатель Общественной думы Волгограда.
Первые шаги
- Ирина Анатольевна, в чём, по-вашему, преимущество новой модели местного самоуправления, которая реализуется в нашем городе?
- Сегодня уже всем, кто хорошо знаком с проблемами организации местного самоуправления в нашей стране, ясно, что оно излишне централизовано и не взаимодействует должным образом с населением. Поэтому все регионы поддержали предложение о реформировании местного самоуправления путём введения двухуровневой системы. Применительно к крупному городу, такому, как наш, первый уровень - это внутригородской район, второй - это уровень города, городской агломерации.
Этот вопрос мы обсуждали и на «круглом столе» в Волгограде в декабре прошлого года. Его участники также поддержали необходимость создания двухуровневой системы.
В декабре-январе усилиями более 60 общественных организаций, включающих и отраслевые профсоюзы, и организации инвалидов, молодёжи, участников и ветеранов боевых действий, предпринимательские сообщества «Деловая Россия» и «ОПОРА России», проведена подготовительная работа, которая позволила уже в феврале текущего года провести собрания жителей в каждом из 8 районов города и избрать на них депутатов в районные общественные думы. Всего было выбрано 157 человек.
Порядок избрания депутатов в районные общественные думы, предусмотренный пилотным проектом, обеспечил более широкое представительство различных слоев населения города в этом общественном органе местного самоуправления. Сегодня уже всем очевидно, что столь разноплановый состав создаёт хорошую базу для согласования и гармонизации интересов горожан.
Важно и то, что депутаты районных дум работают исключительно на общественных началах. Для них это вполне естественно, потому что все они уже не первый год участвуют в деятельности различных общественных организаций в свободное от основной работы время. Так что для них депутатство стало еще одной формой общественной работы. Выдвижение кандидатами в депутаты людей с активной жизненной позицией, обладающих лидерскими качествами и имеющих опыт работы с людьми, позволил сформировать качественно новый состав депутатского корпуса. В него входят люди не равнодушные, искренне болеющие за свой город и желающие изменить жизнь в нем в лучшую сторону.
Говоря о преимуществах новой системы, стоит отметить, что она позволяет в большей степени обеспечить честность и прозрачность выборов депутатов и тем самым повысить их легитимность в глазах избирателей. Ведь если кандидат живет в том же самом микрорайоне, где ему предстоит избираться, и является активным общественником, то, значит, люди его хорошо знают и доверяют ему представлять их интересы в районной думе.
- C чего начала работу Общественная дума Волгограда?
- В центре нашего внимания мы поставили работу с обращениями граждан. Для этого депутаты проводят встречи с жителями своих районов во дворах многоэтажек и в частном секторе, жители рассказывают о проблемах, с которыми раньше обращались в муниципалитеты, к депутатам гордумы, но решить их так и не сумели.
В основной части это вопросы неудовлетворительного содержания жилого фонда, разбитых тротуаров и дорог, плохого состояния объектов освещения и озеленения, отсутствие детских и спортивных площадок и т. д.
Только за неделю в таких встречах приняли участие свыше полутора тысяч жителей во всех районах города. От них поступило свыше 2500 замечаний, жалоб, предложений и инициатив. Это свидетельствует о том, что проблемы, которые поднимают граждане, не решались годами, что лишний раз подтверждает то, что при нынешней организации местного самоуправления людям действительно трудно бывает достучаться до власти. Поэтому граждане в большинстве своем выступают за то, чтобы больше полномочий передать в районы, где органы власти доступнее для горожан.
В ближайшее время будет составлен список первоочередных проблем, которые требуют первоочередной реакции со стороны местных властей. Они будут сведены в единую проблемную карту для каждого района.
Также по результатам встреч депутатов с гражданами мы направили на имя главы Волгограда ряд обращений, касающихся решения вопросов жизнедеятельности населения, деятельности предпринимателей малого и среднего бизнеса и ряд других, имеющих важное для жителей значение.
Внимание - на стратегию развития
- Общественная дума Волгограда работает немногим более месяца. Чего уже удалось добиться в результатах вашей работы?
- Положительные результаты уже есть. Например, в настоящее время у города отсутствует глубоко разработанная стратегия развития. Общественная дума Волгограда обратила на это внимание городских властей. И мы видим, что уже сейчас администрацией города создана рабочая группа по разработке Стратегии развития Волгограда. Свои предложения по этому документу готовят и общественные депутаты.
Решением городской думы коммунальные услуги субъектов, организующих школьное питание, оплачивались самими учебными заведениями. Депутаты городской думы поддержали обращение своих коллег депутатов-общественников удовлетворить представление прокурора по отмене этих льгот. Теперь необходимо внести изменения в порядок организации школьного питания, и мы этим будем заниматься.
Длительное время администрацией города не финансировалась программа «Чистая вода». Многие граждане знают, какие проблемы с качеством питьевой воды возникли в городе в прошлом году. После обращения Общественной думы по данному вопросу на проведение ремонтных работ выделено 18 млн. рублей, что составляет около половины необходимой суммы для проведения первоочередных мероприятий.
В соответствии с замечаниями Общественной думы улучшилась практика проведения общественных слушаний в части использования для этих целей помещений большей вместимости, увеличения количества участников из числа рядовых граждан. Работа по улучшению организации этой важной формы общественного контроля продолжается. Это очень важно, так как мнение жителей при принятии органами власти решений должно обязательно учитываться.
- Что ещё хотят изменить общественные депутаты Волгограда?
- У нас есть ряд нормотворческих предложений по внесению изменений в правовые акты Волгограда, которые затрагивают интересы жителей города. Нами также подготовлены обращения, которые касаются вопросов рационального использования муниципального имущества, целесообразности его приватизации, а также необходимости разработки концепции управления имуществом, муниципальными акциями и долями в предприятиях.
Кроме того, мы обратились к контрольно-счетной палате Волгограда и по вопросу сокращения затрат на содержание администрации на сумму более 250 млн. рублей, которые были заявлены в начале этого года при утверждении структуры администрации города, поскольку реального сокращения мы так и не наблюдаем. Помимо всего прочего, необходимо разобраться, почему город недополучил в бюджет более 600 млн. рублей от размещения рекламы.
Хочу также отметить, что по ряду вопросов нормативно-правовых актов Волгограда есть заключения экспертов, согласно которым не все рассматриваемые гордумой решения соответствуют действующему законодательству. По этому вопросу мы также выскажем своё мнение.
Прозрачность во всём
- Реформа работы органов местного самоуправления одним из главных направлений предусматривает прозрачность деятельности представителей власти. Как этому намерены способствовать общественные депутаты?
- В целях активизации деятельности органов местного самоуправления Волгограда при решении вопросов местного значения мы планируем доводить до сведения населения города результаты проводимой нами работы. Это особенно касается таких вопросов деятельности Общественной думы Волгограда, как организация действенного контроля за использованием бюджетных средств. Ведь бюджетные средства, которые используются неэффективно, - это всё равно что потерянные. Поэтому новая система местного самоуправления позволит развить все формы общественного контроля на местах - это и обоснование планируемых расходов из бюджета на те или иные программы, и проведение общественной экспертизы предлагаемых проектов решений, определения перспектив и приоритетов развития территорий. Уже сейчас можно сказать, что как новая модель местного самоуправления и общественного контроля настоящий проект вызвал в городе общественный интерес, его активно освещают СМИ. Число обращений граждан, широкий круг вопросов, с которыми они обращаются в Общественную думу, свидетельствуют о доверии жителей города к избранным общественным депутатам.
- Как вы сказали, Общественная дума Волгограда является пилотным проектом. А когда двухуровневая система местного самоуправления приобретет уже силу закона?
- Буквально вчера в Государственной Думе прошло первое чтение законопроекта о внесении изменений в федеральный закон об организации местного самоуправления в нашей стране. Перед этим законопроект широко обсуждался в регионах и экспертным сообществом. Мы также посвятили этой теме несколько «круглых столов» и дали свои предложения. Они касались, прежде всего, укрепления районного звена, расширения полномочий районных муниципалитетов и их финансового обеспечения.
Необходимо отметить, что, ввиду важности этого законопроекта, ему придается большое значение на всех уровнях власти. Поэтому он будет рассматриваться в Государственной Думе одним из первоочередных. Думаю, что его могут принять уже в ближайшие месяцы.
Пользуясь случаем, хочу поздравить ваших читателей, всех волгоградцев с Днем местного самоуправления, который отмечается 21 апреля в соответствии с Указом президента.
Эта знаменательная дата имеет отношение не только к депутатам и работникам муниципалитетов, но и ко всем неравнодушным гражданам, которые участвуют в работе организаций общественного самоуправления, кто выступает с социально значимыми инициативами, направленными на улучшение качества жизни населения.
Общественная дума Волгограда призвана вовлечь широкие круги жителей нашего города в реальное самоуправление, в процесс принятия ключевых решений в целях защиты интересов граждан, поддерживать общественные социальные инициативы, развитие гражданской активности на местах.
Искренне поздравляю всех волгоградцев с этой замечательной датой, желаю вам здоровья, благополучия, а нашему любимому городу - устойчивого развития и процветания.
СПРАВКА
Для чего проводится реформа местного самоуправления?
В прошлом году на конференции Общероссийского народного фронта «Форум действий» Президент РФ Владимир Путин поддержал предложения её участников о необходимости изменения действующего законодательства о местном самоуправлении. Впоследствии он развил эти идеи в своём Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2013 года.
В целях реализации этих поручений при комитете Государственной Думы РФ по федеративному устройству Всероссийским советом местного самоуправления и Общероссийским Конгрессом муниципальных образований создана рабочая группа, которая на основании аналитических докладов Института социально-экономических и политических исследований и Института приоритетных региональных проектов разработала законопроект по внесению изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Особое внимание уделено крупным городам, в которых существующая ныне структура власти не в полной мере отвечает принципам организации местного самоуправления. Объективные предпосылки для использования новых юридических новаций сформировались в Волгограде. С середины прошлого века административно-территориальное деление Волгограда предполагает 8 районов, развитие которых в значительной степени шло по индивидуальным траекториям.
Однако на данный момент администрации районов представляют собой территориальные подразделения мэрии города, которые не обладают реальными полномочиями по решению вопросов жизнедеятельности на своей территории. А существующая же на сегодня централизация как исполнительной, так и представительной власти города не отвечают требованиям эффективной деятельности органов муниципалитета.