Примерное время чтения: 9 минут
352

Ирина Соловьева: «Механизм власти нужно совершенствовать»

АиФ-Нижнее Поволжье №44 30/10/2013

Проведение съезда приурочено к юбилею трёх базовых документов в сфере местного самоуправления: 10-летию принятия Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 15-летию ратификации Россией «Европейской хартии местного самоуправления» и 20-летию новой Конституции Российской Федерации.

В Суздаль съедутся представители органов федеральной, региональной и муниципальной власти, экспертного сообщества, деловых кругов и гражданского общества. Волгоград на столь масштабном мероприятии будет представлять Ирина СОЛОВЬЁВА, депутат городской думы, руководитель Волгоградского городского отделения Всероссийского Совета местного само­управления.

Содействовать активности

- Ирина Анатольевна, 8 ноября в Суздале состоится Всероссийский съезд муниципальных образований. Как руководитель городского отделения ВСМС, вы будете принимать в нём участие. В заявлении, размещённом на официальном сайте ВСМС, сказано, что предстоящий съезд станет знаковым событием для местного само­управления в России. Об этом говорит и тот факт, что на съезде предполагается участие Президента РФ. Скажите, какие вопросы из тех, что будут обсуждаться на съезде, представляются вам наиболее важными?

- На съезде будет обсуждаться социально-экономическое развитие муниципальных образований, регулирование взаимоотношений между муниципальным и региональным уровнями власти, вопросы наполнения местных бюджетов, повышения уровня профессионализма работников органов местного самоуправления и так далее.

Но в числе главных я бы отметила вопрос совершенствования механизма народовластия, прозрачность и подотчётность деятельности муниципальной власти рядовым жителям. Ведь содействие гражданам в обеспечении их активного участия в работе органов местного самоуправления является одной из основных задач нашей организации.

В своей деятельности органы местного самоуправления принимают решения, которые непосредственно затрагивают интересы граждан, - о выделении участков под строительство, об организации уличного освещения и вывоза мусора, о ремонте дорог, тарифах на проезд в общественном транспорте и так далее. Важно, чтобы на всех стадиях обсуждения этих вопросов местного значения горожане чувствовали свою сопричастность, могли высказывать своё мнение и влиять на принятие решений.

Как недавно отметил Владимир Путин в своём выступлении перед главами муниципальных образований, надо вовлекать в совместную работу всех конструктивно настроенных граждан. Следует активно использовать прямые формы общения: публичные слушания, сходы, местные референдумы по самым острым вопросам.

Работая первым заместителем председателя городской думы и исполняющим полномочия главы Волгограда, я постоянно практиковала выезды на места по обращениям граждан и убедилась в том, как важно выслушать их мнение, узнать, что их волнует, какие проблемы ещё остаются нерешенными. Только на основании полученной объективной информации с мест можно было принимать правильные решения.

- Между тем в организации взаимодействия горожан с муниципальной властью в нашем городе есть ещё много недостатков. Или я ошибаюсь?

- Всё верно. Возьмём, к примеру, публичные слушания. Сложившаяся в последнее время в Волгограде практика их проведения порождает немало проблем, связанных с нарушением прав граждан на участие в них. Поступающие ко мне обращения от жителей свидетельствуют в первую очередь о ненадлежащем соблюдении органами власти Волгограда таких принципов организации и проведения публичных слушаний, как гарантированность беспрепятственного допуска к ним населения города, гласность их проведения и добровольность участия в них.

Как правило, на публичные слушания приходят либо работники администраций, либо граждане, чьё участие в них зачастую не является добровольным. Так, формально и чрезмерно заорганизованно, например, проходили недавно публичные слушания по проекту прогноза социально-экономического развития Волгограда на ближайшие три года, по строительству объектов на Предмостной площади, по проспекту Ленина между домами 41, 41б и 43.

Формы взаимодействия

- Что необходимо предпринять, чтобы население могло принимать более активное участие в публичных слушаниях?

- Нужно изменить соответствующий правовой акт города с целью закрепления в нём такого порядка распространения информации о проводимых публичных слушаниях, который привлечёт к участию в них именно тех граждан, которых обсуждаемый вопрос непосредственно касается. Ведь далеко не все горожане регулярно посещают сайт администрации или читают муниципальную газету. Поэтому нужно разработать дополнительные мероприятия по оповещению жителей, проживающих на территории, где, скажем, планируется вести то или иное строительство.

Это могут быть и объявления у подъездов домов, и распространение информации через председателей ТОСов и т. д. Кроме того, немаловажным фактором является место проведения этих мероприятий. Как вы знаете, очень часто граждане жалуются на невозможность попасть на публичные слушания, поскольку их проводят в помещениях с малой вместимостью, не приспособленных для такого рода мероприятий как в летнее, так и в зимнее время.

Поэтому и здесь требуется пересмотреть правовые нормы, которые должны регулировать вопросы места проведения публичных слушаний. Тогда их организатор вынужден будет строго руководствоваться определёнными для этого критериями, не допуская нарушения прав граждан на их участие в местном самоуправлении. Естественно, обсуждение вопросов, имеющих общегородское значение, например, проект набережной, потребует помещения с большей вместимостью, чем при проведении слушаний по вопросу выделения участка под строительство локального объекта, затрагивающему интересы только жителей данного микрорайона.

- Чем городское отделение ВСМС может помочь волгоградцам, которые предлагают свои пути решения тех или иных вопросов местного значения, хотят участвовать в работе органов местного само­управления?

- Считаю, что наша организация может и должна предоставить жителям нашего города дополнительные возможности в этом направлении. Ведь ВСМС и его городское отделение наделены правами по взаимодействию с органами местного самоуправления и государственной власти. Форм такого взаимодействия может быть множество. Скажем, в обсуждении тех или иных вопросов местного значения, особенно тех, которые вызывают неоднозначную реакцию граждан. Я уже говорила о том, что при обсуждении какого-либо острого, проблемного вопроса далеко не все желающие могут попасть на объявленные администрацией публичные слушания. Да и проекты решений, которые публикуются накануне их проведения, не всегда понятны рядовым гражданам. Поэтому городское отделение ВСМС будет предварительно проводить «круглые столы» с привлечением экспертов, устраивать дискуссии и обсуждения этих документов, публиковать в СМИ материалы разъяснительного характера, которые помогут жителям лучше разобраться в сути предлагаемых решений. Не исключаю и создание интернет-площадок, на которых граждане путём электронного голосования смогут высказывать своё отношение к обсуждаемому вопросу.

Предложения, высказанные в ходе этих дискуссий и обсуждений, мы будем собирать, анализировать и в дальнейшем озвучивать от имени городского отделения ВСМС обобщённое мнение граждан на публичных слушаниях по данному вопросу.

Ещё одно направление работы городского отделения ВСМС - это оказание содействия в самоорганизации граждан. Речь идёт прежде всего о территориальном общественном самоуправлении, которое в народе сокращённо называют ТОСами.

Права ТОСов шире

- Про ТОСы мы слышим часто, но вот чем они занимаются и насколько они необходимы, знают не все…

- Нужно признать, что это движение не носит в Волгограде распространённого характера, несмотря на то, что его правовой статус закреплён в федеральном законодательстве ещё с 2003 года. Видно, поэтому эта форма участия населения во власти действует у нас лишь на отдельно взятых территориях. При этом работа ТОСов сводится к осуществлению хозяйственной деятельности по благоустройству и некоторым другим локальным вопросам. Хотя права этих органов самоуправления граждан намного шире.

Так, к примеру, закон предоставляет ТОСу право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. Однако эта норма закона в нашем городе фактически не применяется.

При взаимодействии городского отделения ВСМС с ТОСами у нашей организации будет возможность оказать последним помощь в подготовке проектов правовых актов для рассмотрения их в органах местного само­управления. Ведь граждане в своих обращениях в городскую думу затрагивают немало проблем, подсказывая и пути их решения.

Сейчас в первую очередь нужно создавать все условия, способствующие созданию ТОСов. Прежде всего нужно исправить недостатки в местных правовых актах, регулирующих деятельность ТОСов в Волгограде. Например, до настоящего времени органами местного самоуправления Волгограда не разработан и не принят правовой акт, регулирующий условия и порядок передачи ТОСам финансовых бюджетных средств. В действующем Положении о территориальном общественном самоуправлении Волгограда условия и порядок выделения средств из бюджета города носят просто декларативный характер. При этом речь в Положении не идёт об обязательном бюджетном финансировании, а лишь предусматривается такая возможность. При этом ни Положением, ни каким-либо другим правовым актом порядок данного финансирования не регулируется.

Хочется сказать, что в ряде других муниципальных образований действующими правовыми документами, регулирующими деятельность ТОСов, закреплено прямое их финансирование за счёт бюджетных средств. Во многих городах действует такая значимая для ТОСов норма, как наличие равных прав на получение финансовых средств из бюджета муниципального образования.

При этом порядок получения, к примеру, субсидий для нужд ТОСа не ограничивается проведением конкурсов, как это делается у нас в городе. Когда одному ТОСу выделяется сумма, значительно большая, чем другому. По моему мнению, предоставление средств по результатам конкурса при наличии определённых условий создаёт административное препятствие для деятельности ТОСов, которые не смогли получить по тем или иным причинам финансовое обеспечение. Конечно, они не могут в этих случаях реализовать своё право по решению предоставленных законом вопросов, о которых, считаю, лучше тех, кто живёт на этой территории, никто не знает. Поэтому говорить об одних правах явно недостаточно. Нужно ещё создать реальные возможности для реализации этих прав.

- Какие ещё меры можно предпринять в этом направлении?

- Мы намерены создать в Волгограде систему поддержки общественного самоуправления. Это поможет органам власти решать вопросы местного значения в тесном взаимодействии с населением, с учётом мнения граждан и в их интересах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах