Отвергнутые «Дети Сталинграда»
Коренная сталинградка-волгоградка Валентина Зотова даже предположить не могла, что призыв ее отца Владимира Безводина в ряды действующей армии, в мае 1941 года, станет причиной отказа в получение удостоверения «Дети Сталинграда».
В годы военного времени малышке чудом удалось выжить. А теперь вместе с тысячами других лишенных заслуженного статуса «детей Сталинграда» она пытается восстановить историческую справедливость.
Лишили статуса
Валентина Владимировна с 1991 года состояла членом общественной организации « Дети военного Сталинграда». Для того, чтобы получить удостоверение людям достаточно было свидетельских показаний и собственного рассказа с указанием места и времени.
После выхода постановления губернатора Николая Максюты № 384 «О порядке и условиях выдачи гражданам удостоверения «Дети Сталинграда» Зотовой было отказано в статусе и получении полагающихся льгот. Чтобы доказать причастность к кровавым событиям того времени с 2006 года чиновники потребовали документы, подтверждающие факт нахождения в Сталинграде с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Основанием для получения статуса «Дети Сталинграда» являются трудовая книжка родителей с отметкой о работе во время боевых действий, справка из военного комиссариата о призыве родителей на службу, архивные списки гражданского населения, составленные в феврале 1943 года на территории Сталинграда, охваченной для выдачи продовольствия и медикаментов, другие документы, доказывающие пребывание в Сталинграде в военное время.
Валентине Владимировне было три года, когда началась война, а ее сестре Нине исполнился год. Отца Владимира Максимовича призвали в армию в мае 1941 года Ворошиловским райвоенкоматом города Сталинграда. Семья Безводиных – мама, бабушка, дед и девочки остались в городе во время боевых действий и чудом остались живы в Сталинграде. Их дом, находящийся на месте современной подстанции Ворошиловского района сгорел первым во время бомбежки.
- Я была шокирована мотивировкой отказа и поведением чиновников Управления социальной защиты населения, - рассказала Валентина Владимировна. - О каких справках может идти речь, когда люди пытались выжить в том кошмаре. Мы все время прятались в погребе сгоревшего дома, лишь временами вылезая из него. Питались остатками еды немцев, испорченным зерном из Элеватора, пили грязную воду из реки Пионерка. Младшую сестру Нину контузило снарядом из «Катюши». До сих пор помню этот пронзительный, ужасающий звук.
Искать подвох в истории
По новым, ужесточенным требованиям, Валентина Зотова представила чиновникам справку из военного комиссариата о том, что отец Владимир Максимович Безводин действительно был призван в ряды Советской Армии в мае 1941 года. Этого оказалось недостаточно.
«Если ваш отец был призван в мае 1941 года, то этот факт не может быть признан за основание для выдачи удостоверения «Дети Сталинграда», поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым постановлением», - говорится в ответе ТУ по Дзержинскому району Волгограда Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области.
Но это просто отписка, поскольку в документе не оговариваются сроки и по логике вещей понятно, что если рядового призвали в мае 1941 года, то после подготовки в Прудбое его направят на фронт. К тому же в Центральном архиве Министерства обороны хранятся сведения о Безводине, пропавшем без вести на фронте в марте 1943 года.
- Мы очень щепетильно относимся к документам, предъявляемым нам, - утверждает консультант отдела по делам ветеранов Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области Ольга Хлебнова, – и по праву привязываемся к военному времени. Сегодня в регионе зарегистрировано более 9 тысяч жителей, имеющих удостоверение «Дети Сталинграда». Мы многим отказываем в получение статуса, если люди не могут подтвердить свое право на получение удостоверения документально.
- Почему нас решили отшвырнуть, лишить статуса «Дети Сталинграда» - из экономии или бессердечности? - со слезами спрашивает Валентина Владимировна. – Но льготы по квартплате и ежемесячные выплаты я имею по удостоверению ветерана труда, поскольку отработала в детской инфекционной больнице № 21 более 40 лет.
И дело не в льготах, а в исторической справедливости. У нас в Дзержинском районе остались единицы детей военного Сталинграда.
Валентина Зотова обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека по Волгоградской области Валерию Ростовщикову. Подобных обращений отвергнутых «детей Сталинграда» очень много, в принятии решений чиновники чаще полагаются на ум, а не на сердце.
- Считаю, что нужно обратиться к людям лицом, бережно относится к истории, - утверждает Валерий Александрович. – А для этого необходимо помогать людям, находить доказательную базу, а не искать подвохи там, где их нет. У Валентины Васильевны на фронте пропал без вести отец, мать, сохранившая детей и родителей в кровавой мясорубке, принимала участие в восстановлении Сталинграда. И этому есть официальное подтверждение.
Я приложу все усилия для того, чтобы Зотова не осталась без внимания и историческая правда восторжествовала.