Примерное время чтения: 6 минут
230

Волгоградцам надоело жить среди помойки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Нижнее Поволжье 03/04/2013
Фото: из архива «АиФ» – НП»

Ровно год назад в Волгограде появилась волонтёрская группа «Яркие сердца», которая заявила о себе своими многочисленными акциями по очистке поймы.

Что думают экологи-любители по поводу острых экологических проблем Волги, Ахтубы и каким образом пытаются повлиять на ситуацию? Об этом мы беседуем с координатором волонтёрской группы по спасению и сохранению Волго-Ахтубинской поймы Евгением Щербаковым.

Возвращаясь в детство

– Евгений, почему вы вдруг решили заняться защитой Волго-Ахтубинской поймы? 

– Большинство специалистов-экологов сходятся во мнении, что через пару-тройку лет за Волгой начнут происходить необратимые изменения. Вначале на месте оазиса мирового значения, признанного биосферным резерватом ЮНЕСКО, образуется степь, затем её сменит полупустыня. Моё детство, юность прошли в Тракторозаводском районе Волгограда. Помню, в тёплое время года мы с отцом часто ездили на рыбалку в район посёлка Рыбразвод. Туда, на левый берег Волги, от причальной стенки Нижнего посёлка ВгТЗ регулярно ходил теплоходик-«мошка». Прямо неподалёку от пристани мы с отцом успешно рыбачили на озере Краюшкино, ерике Гнилом, но в последние годы в эти места я стараюсь вообще не заглядывать. Когда-то раскидистые дубравы сейчас стоят полувысохшие или вырублены на корню, озеро превратилось в мелкую безжизненную лужу, ерик стремительно заболачивается. Я разговаривал с рыбаками, туристами, они говорят: «Выше Капустина Яра никакой настоящей поймы уже нет, всё деградирует». То есть вся волгоградская часть поймы, которая по рельефу имеет отметки выше астраханской её части, – первый кандидат на гибель. 

Мы не хотели оставаться в стороне, наблюдая, как погибает наше природное богатство, поэтому организовали свою волонтёрскую группу.

– В прошлом году в акции по очистке берегов Волгоградского затона от мусора приняли участие 300 человек. Не всякий политический митинг может похвастать такими масштабами. 

– На очистку берега волгоградцы прибыли тогда целыми семьями. Возраст участников был от 13–20 лет до 60 и выше. Малышей, пока мамы и папы были заняты в акции, развлекали аниматоры. По окончании акции мы вывезли два самосвала и два тракторных прицепа мусора и один «КамАЗ» пластика. Правда, через несколько недель после паводка заглянули в те же места, и огорчились: словно никакой «глобальной чистки» не было в помине. Повсюду вновь высились горы бытового мусора. Что-то принесло в затон разливом Волги, что-то уже успели понабросать отдыхающие. Пришлось убирать косу Обливную заново. 

Коттеджная угроза

– Говорят, ни в одной стране мира леса, берега водоёмов, места пляжного отдыха не загажены, как в нашей России.

– За последние лет двадцать в обществе рухнула система экологического воспитания. Мы перестали задумываться о причинах и последствиях любого своего шага. К тому же лет тридцать назад в бывшем Советском Союзе бытовой мусор на 70–90% состоял из легко разрушаемых в природе материалов – бумаги, картона. Сегодня весь пластиковый мусор, если его не убирать, будет находиться в том месте, где его выбросили, практически вечно. Будем мусорить столь безответственно и дальше – скоро станем жить среди одной сплошной безжизненной помойки. Кстати, когда мы вышли весной минувшего года на второй экологический субботник в районе Средней Ахтубы, то с изумлением узнали, что школам района местные власти негласно запретили поддерживать любые экологические и природоохранные акции. 

– С лета 2012 года вы стали собирать подписи за создание в Волго-Ахтубинской пойме национального парка. Что подвигло вас к этому решению?

– То, в каком плачевном состоянии находится сегодня пойма, в которой всегда было изобилие рыбы, дичи, прекрасные леса и луга, видит сегодня каждый из нас. Экологи утверждают, что сейчас на многих участках появился ковыль – верный признак опустынивания. Мы не верим, что рамки существующего регионального природного парка смогут преломить ситуацию. Нужен более высокий охранный статус этой территории. Минувшей зимой я сдал в приёмную Президента РФ 42525 подписей волгоградцев, волжан, астраханцев, москвичей, саратовцев, выступающих за создание национального парка. 

– Природный парк находится в пяти минутах езды от центра Волгограда. С вводом в эксплуатацию моста через Волгу эти участки земли стали активно застраиваться коттеджами. 

– Дело в том, что никакой инвестиционной и экономической пользы такая застройка поймы коттеджными посёлками никогда не принесёт. Это лишь частная выгода частных лиц – безответственных чиновников, депутатов, полутеневых земельных дельцов. Они фактически разбазаривают земли природного парка. Выделение земель под новое строительство происходит с нарушением всех норм законодательства. Недавно в Краснослободске были проведены общественные слушания. Из состава природного парка среднеахтубинские районные власти вознамерились изъять 2,3 тыс. гектаров прилегающих к Краснослободску земельных участков. О том, что появится на этих землях после такого изъятия, никаких вразумительных объяснений от чиновников нет, кроме благородной отговорки – «строительство тренировочных баз по подготовке к чемпионату мира». На общественных слушаниях право голоса дали только специально подобранным властями участникам, на 90% это были сотрудники ЖКХ Краснослободска во главе со своим руководством. Этой «общественности», чтобы ненароком не перепутать «своих» и «врагов», дали даже в руки желтые полоски бумаги. Все остальные участники были лишены вопреки законодательству об общественных слушаниях права голоса. 

Когда скандал с этими общественными слушаниями достиг на днях федерального Министерства природных ресурсов, власти Среднеахтубинского района поспешили «вбросить» в СМИ очередную порцию вранья. Мол, никакого изъятия земель природного парка не происходит, нового строительства там тоже не будет. Всего лишь «уточняются границы природного парка вблизи Краснослободска». 

– Вы теперь неплохо ориентируетесь в подводных течениях экологии. Нет вероятности, что со временем вы превратитесь в очередную «зелёную партию», которых и так много по стране?

– Там, где начинается политика, реальное решение экологических проблем автоматически заканчивается. Вспомните всевозможные «комитеты спасения Волги» и «экологические парламенты» советских времён. Придя во власть, такие люди моментально переставали что-либо делать реально для спасения нашей окружающей среды. Нам представляется, что сегодня пришла очередь массового волонтёрского движения, куда вход всегда открыт всем неравнодушным людям. 

ДОСЬЕ

Евгений Щербаков родился в 1970 году в Волгограде. Руководитель волонтёрской организации «Яркие сердца». С 1989 по 1993 год служил в ВМФ на Тихоокеанском флоте, затем работал в органах внутренних дел. Возглавляет подразделение компании интернет-провайдера. Интересуется проблемами экологии. Женат, есть дети. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах