Местные чиновники и многие жители Среднеахтубинского района требуют, чтобы территория природного парка сократилась почти на треть. Экологи категорически против. Почему особо ценные угодья стали для некоторых костью в горле?
Без земли
Семье жительницы Средней Ахтубы, пенсионерки, инвалида II группы Лидии Лобановой десятки лет не было никакого особого дела до природоохранных дел и вопросов экологии.
«Несколько лет назад для сына, прошедшего Чечню, решили взять участок под строительство в пойме», – рассказывает Лидия Николаевна. Как только среднеахтубинцы получили в собственность земельный участок на 10 соток в пойменном посёлке Великий Октябрь, из районной администрации пришла грозная бумага-извещение. В ней сообщалось, что выданное на имя ветерана боевых действий Андрея Лобанова свидетельство на право собственности задним числом аннулируется, сам земельный участок у Лобанова изымается.
«Нам предложили, – рассказывает пожилая женщина, глотая слезы, – этот же участок выкупить пока в аренду, если… только успеем заявить себя первыми на платный аукцион». На все обращения в чиновные и законодательные инстанции Лобановы получали ответ: ваша земля изъята на основании постановления главы администрации области
А. Г. Бровко «Об утверждении положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Теперь буквально всюду, даже на сельских помойках и огородах, действует особый режим охраны природного парка.
«У нас таких «жертв» природного парка накопилась по району почти тысяча человек, и если ничего не предпринимать, начнётся настоящий социальный взрыв, – считает общественный правозащитник из Средней Ахтубы Николай Николаенко. – Люди с толстыми кошельками и связями как строились, так и продолжают строиться посреди поймы где хотят и как хотят».
Варварски вырубаются целыми рощами заповедные деревья, как в хуторах Старенький, Бурковка, Первомайский. Засыпаются нерестилища рыбы и уродуется водоохранная зона, как в посёлке Рыбачий. Зато, утверждает Николаенко, простые люди, даже при попытке оформить в собственность крошечный сарай или огород где-нибудь в пойме, натыкаются на категорический отказ чиновников и ссылки на особо ценный статус поймы.
«Когда природный парк создавался – нам сулили расцвет местной экономики за счёт туризма, экоферм, а получилось двойные стандарты и мерзость запустения, – считает заместитель главы администрации Кировского сельского поселения Александр Коняшов. – А теперь на каждый «чих» запрашиваются глубокомысленые экологические экспертизы».
Дубы – под охрану
«Во всей этой истории с разделом природного парка под некое хозяйственное развитие есть много цинизма и очень мало здравого смысла, – считает эколог из Волгоградского социально-педагогического университета Александр Попов, много лет проработавший в волжской пойме в составе научных экспедиций. – Получается, более десяти лет назад создали охранную территорию, чтобы сейчас её расчленять под предлогом, что она мешает развитию региона. Это полный бред!»
По мысли эколога, для начала в пойме нужно навести реальный порядок с землепользованием, причём не за счёт изъятия участков у простых граждан. А также ввести полный запрет на любой вид лесоустроительных рубок любых деревьев, прежде всего заповедных дубрав. Только это может умерить пыл застройщиков, ради которых и совершаются все эти нормативные «маневры»…
КСТАТИ
В декабре 2011 года глава района Сергей Тихонов ходатайствовал перед администрацией области об исключении из земель природного парка практически всех земель вокруг наиболее крупных поселений в пойме. Тем временем к губернатору Сергею Боженову обратилась организация «Гринпис России» с просьбой не допустить территориальный раздел парка.