Масленица в Царицыне всегда была праздником для всех горожан. И отмечали её богато и шумно, вне зависимости от того, был ли это барин, купец или рабочий.
– Масленица – понятие больше языческое, – рассказала Ирина Талдыкина, заведующая экскурсионным отделом Волгоградского областного краеведческого музея. – Царицынцы, как и все православные, называли эту неделю перед Великим постом Сырной седмицей. Время это церковью отводилось не столько под гулянья, сколько подготовке к одному из главных христианских постов. Накануне заканчивали играть свадьбы. В воскресенье завершались венчальные обряды.
Сани, на выезд!
И всё-таки предвосхищая душевное и телесное воздержание, хотелось жителям Царицына праздника. Масленицу отмечали широко, особенно в сёлах и деревнях. Устраивали выезды молодожёнов на санях. Особо шаловливые земляки могли остановить влюблённых и заставить целоваться. Если, по мнению «бывалых», те целовались недостаточно «прилежно», забрасывали непутёвых брачующихся лаптями и вынуждали заплатить Масленице «оброк».
Женщины всех возрастов катались с горок, пели песни и наравне с мужчинами принимали участие в кулачных боях. Местом царицынских масленичных «разборок» служил овраг русла Царицы, где в Прощёное воскресенье забияки сходились стенка на стенку. Такие добродушные потасовки назывались «вытряхиванием блинов».
С гречкой и икрой
Блинов было много. С рыбой, с гречкой, с картошкой и, конечно, с чёрной икрой. Взрослые и особенно дети наедались блинами в гостях. Если в деревнях в соседские дома заходили на запах, то городские на блины собирались уже с использованием телефонной связи. В 1905 году в Царицыне было подключено 500 номеров. «Алло, – звонили друг другу «продвинутые» царицынцы, – а у вас с чем блины?»
И всё же основная масса горожан собиралась на народные гулянья. Базары, организованные на Базарной и Скорбященской площадях, привлекали всё теми же блинами. Тут же пекли – тут же съедали, запивая чаем из двухведёрных самоваров. А ещё катались на качелях-каруселях и, в общем-то, радовались жизни как умели. Вернее как не умеем, увы, мы сегодня.
С Чистого понедельника начинался Великий пост. Избавляясь от застрявшей в зубах скоромной пищи – последствий разгульной Масленицы, суровые царицынские мужчины полоскали рот водкой. С чистым ртом – и помыслы чисты.