Примерное время чтения: 6 минут
300

Слова политиков направлены в пустоту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Нижнее Поволжье 13/03/2013
Фото: из архива «АиФ» – НП»

Социологические опросы раз за разом рисуют неутешительную картину: многие активные молодые волгоградцы мечтают покинуть свой регион в поисках лучшей доли.

Почему провинция часто антагонистична к людям интеллектуального и гуманитарного склада? Что происходит с местной элитой? Эти вопросы мы решили обсудить с известным волгоградским учёным, автором проекта «Интеллектуальные среды» Андреем Макаровым.

Безответные речи

– Андрей Иванович, почему на ваших занятиях со студентами и участниками проекта «Интеллектуальные среды» особое внимание уделяете именно риторике?

– Грустно признавать, но, несмотря на все бурные изменения в нашем обществе в последние 20–25 лет, мы остаёмся обществом монолога, а не диалога. Даже молодые люди, у которых анкеты и статусы в социальных сетях буквально «ломятся» от виртуальных френдов и «чатовых» собеседников, во время опроса часто указывают на то, что им негде и не с кем реально обсудить проблемы. 

С одной стороны, человек в наши дни буквально «задавлен» со всех сторон всевозможной информацией, с другой, у него есть все основания опасаться не быть услышанным. Речевая среда, коммуникации в нашем обществе таковы, что политики не слышат население, власть не слышит бизнес, общественники бесконечно направляют в федеральные и региональные верха всевозможные «открытые обращения», рискуя при этом не добиться никакого результата, и так далее. Хотя при этом все говорят. 

Один известный адвокат мне как-то с грустью признался, что его юридический офис впору переделать в психологический кабинет. На 70% проблемы, с которыми к нему обращаются жители города, – чисто психологические. Интернет и СМИ по-прежнему забиты так называемой формальной риторикой – разнообразными высказываниями политиков, бизнесменов, общественников, которые, если анализировать их с позиции теории коммуникаций, по сути не имеют никакого адресата. Они направлены в никуда, в пустоту.

– Многие политики, увы, не блещут умением говорить. Может, потому их не слышит народ?

– Безусловно, и самым прямым, непосредственным образом. Во времена монопартийности и главенства КПСС, которые многие наши молодые политики даже не застали, существовала система отбора и формирования лидеров посредством ВЛКСМ, высших партийных школ. По большому счёту учили будущих лидеров в той системе серьёзно лишь одной важной вещи – грамотно воздействовать на аудиторию; грамотно – значит аргументированно. Это умел делать в своё время Михаил Горбачев, как бы к нему ни относились как к политику. 

Сегодня навыки профессионального оратора просматриваются у главы РПЦ Кирилла, Владимира Путина, Владимира Жириновского… И, пожалуй, на этом всё. На всю огромную страну!

– Может, поэтому волгоградцы так мало интересуются политикой?

– Подавляющее большинство волгоградцев действительно не интересуются волгоградской политикой. Причём на это обстоятельство часто указывают в своих анкетах всесторонне образованные, экономически активные молодые люди нашего города. Приходится делать выводы, что местных политиков и местной политической жизни в глазах населения не существует вовсе. Причин этому несколько. Среди них не последнее место занимает слабость риторики местных политических персон. Многим даже есть что сказать, они думают, что они умеют сказать, но это их драматическая ошибка. 

Языком приказа

– Только ли политики страдают от такого синдрома «сам себе наедине с собой»?

– Недавно пригласили меня в один из соседних регионов провести тренинг по риторике для участников коммунального бизнеса, включившегося в реформирование ЖКХ. Им нужно было дать технологию, алгоритм работы с толпой разъярённых граждан. Вы давно читали объявления на подъездах от управляющих компаний, домоуправлений, собственных ТСЖ? В лучшем случае они составлены традиционно для советской риторической чиновничьей манеры изъясняться категоричным сухим языком приказов. Словно его сочиняло не родное ТСЖ, а оккупационная администрация для «туземцев» захваченной территории. Тон и содержимое таких объявлений автоматически настраивают против составителей. А в худшем случае там вообще отсутствует внятная информация – «что», «где» и «зачем». По этой же причине, кстати, люди даже с высшим образованием не могут понять обычные платёжки за ЖКУ, отсюда почва для колоссальной социальной напряжённости. В минувшем октябре резко повысилась квартплата, это вызвало множество даже не вопросов, а коллективных возмущений. А объясниться внятно с населением чиновники, коммунальщики не могут до сих пор! Даже в век Интернета, «навороченных» айфонов и гаджетов грамотная, аргументированная речь, к которой хочется прислушиваться, становится редкостью. Когда коммуникационная культура на годы застыла в районе нуля, это не может не тревожить… 

Я абсолютно уверен, учить риторике необходимо и элиту, и массы. Это реально улучшит городскую среду. И это может задержать рост миграционных настроений волгоградской молодёжи. Конечно, одной риторики мало, но это уже первый шаг к тому, чтобы мыслящая молодёжь чувствовала себя в относительной «среде интеллектуального комфорта». Первые шаги в этом направлении мы уже реально предпринимаем – через дискуссионные встречи и тренинги в местном «антикафе», посредством того же проекта «Интеллектуальные среды».

Рекламный смысловой «шум»

– Одна из ваших недавних научных работ была посвящена визуальной среде Волгограда. Насколько такая среда благоприятна или, напротив, неблагоприятна для горожан?

– Возьмите открытки города 20-30-летней давности, это неоклассический профиль. Это так называемый «большой стиль», или неоклассицизм. Главными символическими доминантами до последнего времени оставались, конечно, памятники войны. Теперь попытаемся построить метафору лица сегодняшнего Волгограда. Со всех сторон нас окружает колоссальный прессинг образов наружной рекламы. 

Рекламные сообщения перекрывают друг друга до неразличимости – всё это чувствуют производители рекламы и постоянно повышают степень визуальной и смысловой агрессии. Однако всё тщетно: рекламное сообщение не доходит до потребителя, хотя потрачены огромные ресурсы. Страдает экология, психика потребителя. Как выразился по этому поводу один из западных исследователей, «непрерывное воздействие, которое обрушивается на жителей современных городов, равносильно испытаниям, выпадающим на долю подопытных животных в лабораториях». 

 Наш город, к сожалению, походит на сваленные в кучи декорации для какого-то плохого спектакля. Но боюсь, что «карнавала... не будет». Кредит доверия и ожидания от улучшения местной среды близок к нулевой отметке. И особенно у молодёжи. Не пора ли нам научиться говорить, слышать и слушать друг друга?

ДОСЬЕ

Макаров Андрей Иванович – доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ. Председатель Волгоградского отделения Российского общества интеллектуальной истории, автор книг о проблемах сознания и памяти. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах