В последнее время подъем засоленных грунтовых вод стал для республики стихийным бедствием. Они прут на поверхность, разрушая целые населенные пункты. А пить этот ужас не могут ни люди, ни звери.
Как в воду смотрели
Замдиректора племзавода «Кировский» Эрдни Гаряев показывает мне новый колодец в степи:
– Отдали за него 50 тысяч рублей, а пить невозможно, соль живая. Воду из Черноземельского канала возим.
Райцентр Яшкуль. Житель посёлка Игорь Элеев везёт меня на какие-то странные среди этой суши болота. Кое-где в высохших лужах на солнце сверкает серая соль. Игорь рассказывает, что она разрушает целые улицы.
– Вот здесь недавно жили люди, – показывает мой гид груды развалин. Зрелище хуже, чем после пожара. Из уцелевшей хаты выглядывает Марям Идрисова, от её дома стена тоже отваливается:
– После дождей у нас соль ползёт по стенам в рост человека. У соседей в комнатах вода стояла, по кирпичам ходили.
Глава администрации Яшкулького района Тельман Хаглышев рассказывает, что название посёлка переводится с тюркского как «молодое озеро». Как в воду смотрели. Когда-то здесь была речка Яшкуль, весной и осенью разливалась, в жару пересыхала. Но русло оставалось неизменным. Возле него строились люди, рыли колодцы. До начала семидесятых вода была на глубине восемь-десять метров и пресная. Потом началось освоение целины.
– С приходом Черноземельского оросительного канала у нас стали интенсивно развивать мелиорацию. И грунтовые воды начали подниматься, – выдвигает одну гипотезу Тельман Кюкенович.
Вторая – в это время повысился уровень Каспийского моря. И теперь из-за подтопления в Яшкуле пришлось разобрать полсотни каменных домов, на очереди новые десятки жилищ. В центре посёлка вымок парк, уцелели одни чахлые кустарники. Мне показали почти новое и уже заброшенное здание банка: в подвал пришла вода, а там – деньги.
В Доме культуры она затопила весь цокольный этаж с его мастерской и костюмерной. На сцене рядом с оркестровой ямой лежит мерная доска: сегодня грунтовые воды подошли на уровень 1 м 10 см. А откачивать их спецы не советуют: из-под фундамента вымоет грунты и начнётся осадка здания.
Опустим целину
В администрации Яшкульского района уверены, что ни район, ни даже вся Калмыкия с проблемой подтопления не справятся. Нужна помощь федерального центра, тем сейчас и занимается глава республики Алексей Орлов. Его правительство разрабатывает пятилетнюю программу отвода грунтовых вод. Люди надеются, что они вернутся на прежнее место.
Министр по земельным и имущественным отношениям Калмыкии Татьяна Бакинова рассказывает о масштабах этой проблемы, которая охватила не только Калмыкию, но и другие регионы. А здесь вторичное засоление орошаемых земель достигло 90 процентов. Ведь мелиорация шла и идёт нерационально, хотя её как таковой сейчас и нет.
– Орошением у нас занимаются давно, как и в Волгоградской области. Денег из федерального центра выделяли много, и планы были хорошие. Но нарушалась технология, не выдерживали поливные нормы, – называет министр истоки печального конца большого дела.
Одна из основных причин засоления почв – отсутствие дренажной системы. На это потребуются огромные средства – сотни миллионов рублей только для самых проблемных районов. Целину когда-то поднимали вместе, и восстанавливать природный баланс тоже придётся всем.