Дом волжанина Олега Кожина – это десяток православных храмов, мельница и избушка на курьих ножках. С помощью стеблей камыша, канцелярского ножа и клея ПВА пенсионер Кожин создает копии древнерусских православных храмов, которые вызывают восхищение у иностранцев.
Владимир Высоцкий подсказал «свою колею»
– В молодости многие пытались делать домики из спичек, -- рассказывает Олег Всеволодович, -- Тогда это было модно. А мне хотелось придумать что-то свое -- и материал, и чтобы изделия из него получались особенные. Однажды ехал на работу и услышал песню Высоцкого про «свою колею». Владимир Семенович в песне призывал не копировать бездумно чужое, не плыть по течению, а искать свою дорогу. Я после того случая домики из спичек забросил и решил: подожду, когда придет вдохновение.
Вдохновение посетило Кожина на рыбалке. Леска запуталась в камышах – он полез распутывать и обратил внимание на камышовые стебли. Нарвал немного, дома попытался сплести вместе. Ничего не вышло. Но Кожин положил стебли под гнет и получил прессованный материал, из которого с помощью клея ПВА все-таки соорудил полотно. Оно стало стенкой будущего домика.
– Материал получился гибким и прочным, и настолько меня увлекла работа с ним, что я первое время мог мастерить хоть ночи напролет! -- рассказывает Кожин. – Вот только супруга меня не поддержала: ругалась, что в доме от камыша мусор, и что я из-за него по хозяйству не помогаю.
Пришлось Олегу Всеволодовичу заниматься своим камышовым строительством втайне от супруги. Приходил электрик Кожин с работы домой, наскоро ужинал и уходил в летную кухню «по делам». Первую готовую поделку Кожин разместил в сарае, куда его жена Валентина Дмитриевна заглядывала редко. Второй работой была копия православного храма.
– Работал ночами, вздрагивая от каждого шороха, -- смеется Кожин. – Все переживал, что супруга ругаться будет. Когда поделка была готова, я как бы случайно оставил ее на подоконнике. Жена утром увидела и ахнула. С тех пор я не прятался в сарае.
Храмы электрика вывозят за границу
Олег Всеволодович уже на пенсии – свободного времени много, так что камышовым строительством он теперь занимается почти целыми днями. На создание копии храма у него уходит примерно два месяца. Десять лет – это семь православных храмов, мельница избушка на курьих ножках, множество попыток делать из камыша мебель, которые Кожин вскоре оставил. Говорит, купола больше по душе.
Однажды у Кожиных гостила приятельница жены. Увидев камышовые постройки, она долго восхищалась, а потом уговорила Олега Всеволодовича предложить одну из его работ на городскую выставку. Он долго скромничал, потом согласился. После выставки Кожина пригласили на областной конкурс «Город мастеров», в котором он победил.
А недавно Олег Всеволодович решил на своих камышовых поделках заработать. В Волгограде, на Аллее Героев, где разные умельцы продают свои работы – кто картины, кто деревянные ложки, храмы электрика из Волжского пользуются особым успехом. Кожин говорит, что не раз туристы-иностранцы покупали его поделки, восхищаясь при этом материалом, из которого они изготовлены. Теперь хобби приносит Олегу Всеволодовичу не только удовольствие, но и небольшой доход.
– Меня часто спрашивают: раз я делаю из камыша храмы, наверное, очень верующий? – говорит он. – А я в церкви бываю редко, считаю, что веру выставлять напоказ совсем не обязательно. Но если работа моя нравится людям – значит, делаю я ее не зря.