В краеведческом музее Волгограда открыта уникальная выставка, посвященная 20-летию Волгоградской епархии.
Под музейным потолком фото храмов и соборов нашего края. А по стенам со старых фотографий взирают благообразные мужчины. Глаза библейских мучеников резко диссонируют с арестантскими робами. Это снимки из личных дел репрессированных священнослужителей из архива областного УФСБ.
Советские святые
Личные дела и фото репрессированных священников экспонируются впервые. Их жизни были с жестокостью прерваны с приходом советского строя. Сложно и невозможно представить себе то кровожадное время. Когда простые люди, ещё вчера целовавшие крест, в одночасье превратились в монстров, упивавшихся кровью божьих людей.
Так, красноармейцами был заколот священномученик Николай Попов. Опознать тело смогли только по руке. А ещё раньше сатанисты в 1905 году зверски убили протоирея Павлопобедоносцева из Городищенского храма. Ночью 30 ноября они ворвались в дом, убили батюшку, его жену и всех детей. Раны были нанесены тупым орудием, молотками, топором...
Но, пожалуй, отдельного описания заслуживает история царицынского новомученика Иакова Горохова.
Баржа смерти
– Яков Петрович Горохов родился в Камышине в 1880 году в семье протоиерея, – рассказывает пресс-секретарь Волгоградской епархии Сергей Иванов. – Окончил Московскую духовную академию, в 1904 году женился, у супругов было пятеро детей. С 1916 года он становится настоятелем Царицынского Успенского собора. В 1917 году его арестовали представители Временного правительства за отказ служить в соборе после переворота, 7 – 8 дней он находился под стражей, потом иерея отпустили на поруки. Первый раз большевики арестовали батюшку за то, что он на заутренней ектинии поминал императора Николая II.
Первоначально святого отца заточили на баржу, стоящую у берега Царицы напротив дома Голдобина. Тюрем не хватало, поэтому всех неугодных запихивали на баржу. Среди прочих тут оказался знаменитый царицынский купец Василий Лапшин, избиравшийся в 90-е годы XIX века городским головой. То обстоятельство, что купцу на тот момент исполнилось 85 лет, товарищей не остановило. Заключённых содержали в трюме, на пол были постелены доски, под ними плескалась просочившаяся через обшивку вода. Ни нар, ни коек не было, люди сидели и спали прямо на полу. На палубу выпускали только для отправления естественных надобностей. Иногда охрана забавлялась и прекращала выпускать людей в туалет. В день кормили осьмушкой хлеба.
– По ночам проходили расстрелы, – продолжает Сергей Иванов. – Чекисты в чёрных капюшонах с фонарями в руках спускались в трюм, выкрикивали имена, если кто-нибудь не сразу откликался, его били нагайкой. Потом жертву отвозили в дом Голдобина. Иногда убийство проходило тут же, на берегу: человека заводили по колени в воду и рубили голову шашкой.
Потом в жуткий дом Голдобина перевели и отца Якова. На первом этаже находились кабинеты, на втором – арестантские помещения. Дом не отапливался, люди мёрзли. Порой казни устраивались как развлечение: хозяева и гости устраивались на балконе, а жертву заставляли бежать, стреляли вдогонку.
В тот раз эта участь миновала отца Якова – в город вошли белые.
Бессмертие
С возвращением красных в феврале 1920 отца Якова ждал новый арест. Но во время нашествия белых, батюшка, невзирая на риск, спас несколько красноармейцев и коммунистов, их спасение стало и его спасением. Священника простили, но держали под присмотром. И чрез год – 1 апреля 1921 года чекисты уличили отца Якова в «контрреволюционной» переписке. Его арестовали 21 апреля. На следующий день уполномоченный секретарь Царгубчека Беленков предъявил священнику обвинение в контрреволюционной деятельности. 31 мая 1921 года в
2 часа ночи священник был расстрелян.
Царицынский новомученик Иаков Горохов был канонизирован Русской православной церковью (зарубежной) в 1981 году. Реабилитировали батюшку лишь в 1996 году.
От редакции: Последнее время все чаще и чаще раздаются ностальгирующие голоса о счастливом советском прошлом. Что де всё было замечательно, пока враги не уничтожили нашу общую родину – СССР. Возможно, розовые воспоминания о счастливом советском детстве на фоне циничного капитализма выглядят замечательно. Но право слово, когда задумываешься и понимаешь, что не стоит идеализировать это прошлое.
Эти данные и фотографии стали достоянием гласности благодаря сотрудничеству
с архивом УФСБ по области.