Он остался живым только в письмах. 170 пожелтевших листков бумаги, написанных им за четыре долгих года войны, до конца которой он не дожил ровно месяц.
Фронтовые письма своего старшего брата Владислава сохранил Велимир Гойкович Павлович (многие в Урюпинске знали его как военрука средней школы №5, в которой он проработал более 20 лет. К сожалению в прошлом году Велимира Гойковича не стало). Собрала их мама братьев Татьяна Митрофанов-на. Последнее письмо Владислав написал домой 3 апреля 1945 года, за пять дней до своей гибели.
Родился он в 1922 году в семье красного партизана-интернационалиста сер-ба Гойко Любомировича Павловича. Летом 1941 года в Воронеже закончил десятилетку. Повестку из военкомата получил на второй день войны. Попал в училище связи. Через три месяца в звании лейтенанта направлен на фронт, под Москву. Вскоре был ранен. Тогда же награжден медалью "За отвагу". Участво-вал в Курско-Орловской операции, за которую награжден орденом Красной Звезды. Летом 1944 года поощрен десятидневным отпуском домой ( с братом Велимиром, которого в семье называли Валя, они не встретились – он был тоже призван на фронт). Тогда и была сделана эта фотография. Погиб Владислав в звании капитана при штурме Кенигсберга.
23.11.42
Здравствуй, дорогой братан!
Сегодня получил твое письмо, которому был очень рад. Нилке я не пишу, она мне тоже, да ну и хрен с ней. У меня была одна Нилкина карточка, я ее запечатал и отправил, так что с сегодняшнего дня я Марчуков забыл. Вот разобьем гадов, тогда погуляем, а сейчас пускай Марчук 'гуляет. Не знал, что она такая сволочь. Ну, ничего, скоро будет то время, когда мы опять гульнем, верно.
Валюха! Я вам послал свою рожу, думаю, что получите. Ну, у нас погода хоро-шая. Выпал снег, замечательно, только некогда любоваться. Рядом немчура, поганые фрицы. Ну пока, дорогой братан. Все, пиши чаще, целую. Влад.
25.12.42
Недавно провели очень удачно операцию, было больше сотни убитых фрицев и около двух десятков пленных. Ой, на них было просто смешно смотреть. Одеты по-летнему: в ботинках, в легких шинелях и в пилотках, на которые одеты каски. В общем, немцы образца зимы 1942 года. Стоят, гады, и трясутся не так от холода, как от страха.
30.12.42
Вот завтра и встреча 1943 года. Желаю вам в новом году вернуться назад, в Воро-неж, и собраться всем вместе. Вы там выпейте за меня, за моих новых фронтовых друзей. Да, пишу и вспоминаю последнюю встречу Нового года дома. Как все изменилось с тех пор. Ну, ничего, думаю следующее торжество встретить дома, в кругу родных и знакомых.
25.01.43
Информбюро только что передало, что наш родной город Воронеж освобожден, полностью очищен от гадов. Поздравляю вас и себя. Дома ли еще Валюха? Да, трудно будет привыкнуть, когда и Валюха пойдет в армию. Но он ведь пойдет служить Родине. А это—гордость. Ну, как очистим землю от гадов, тогда уж и встретимся. Дернем, как следует. Теперь у меня голова не закружится от рюмки.
5.05.43
Да вот уже через три дня и минет 21 год. Быстро время летит, глядь, и уже пошло на третий десяток. Скоро, гляди, и тридцать будет, но это я смеюсь, конечно. Всем привет.
10.05.43
Живу неплохо. Находимся в деревне. Между прочим, я стал такой, что здесь мир-ные жители дают мне 25-26 лет. Видимо, война делает свое дело. Уже 2 года непрерывно на фронте, не считая месяца, который я лежал в госпитале после контузии.
20.07.43
Продолжаю писать письмо. Начал вчера вечером, но пришлось двигаться дальше. Немец бежит, бежит и кричит: "Капут. Рус наступает". Интересно так наступать. Мы за несколько дней прошли около 40 км. Фриц бросает все на своем пути. Да, меня командование представило к ордену Красной Звезды.
31.12.43
Поздравляю вас, родные, с Новым 1944 годом. Желаю всего лучшего. Перспектив на хорошую встречу Нового года нет, так как воюем. Я нахожусь в войсках генерал-лейтенанта Галицкого, о котором вы много слышали в последних приказах тов. Сталина. В общем, немцам ума вставлять умеем.
8.01.44
Вчера для меня был тяжелый день. Хоронили лучшего друга, капитана Ваню Братике. Убило разрывной, не одной царапинки не было. Он был тоже 1922 года рождения. Привет всем.
21.03.44
Пишу письмо на наблюдательном пункте. Фрицы от меня метров 700-800. Вот когда писал письмо, слева сыграла "катька", зажгла 4 дома. Так и забегали те сволочи. Так в стереотрубу было замечательно все видно. Видно, много там их накрыло.
8.05.44
Да, вот мне и 22 года, и как раз сегодня получил мамашино письмо. Вовремя. Ну что ж, встретили 22-летие как могли. Вот уже три года, как встречаю не так как надо.
27.06.44
Мы начали работать. Вероятно, читали уже в газетах. В день приходится делать марши по 30 км и немца трудно будет догнать. Разбежались по лесам. Население очень хорошо встречает. В общем, немцам приходит капут. Пишите мне чаще.
17.08.44
Катался на велосипеде, а то уж думал, что разучился. А оказывается, если умел, то уж никогда не разучишься. Сегодня был "пилотом". Попросил ребят: они меня покатали на У-2. Ох, здорово! Только паршиво, когда самолет идет на посадку. Ну, вот пока и все.
27.08.44
Ну, что вам написать о себе, чувствую себя хорошо. Был парад по случаю вруче-ния нашей части орденов Красного Знамени и Суворова II степени. Потом обмывали, и крепко. Вчера проверил свою выучку стрелять из пистолета, правда, совсем случайно. Стоял, разговаривал с одной девчонкой, проводили пленного немца. Не доходя до леса, он попытался бежать, солдат растерялся. Ну, мне его пришлось остановить. И за 30-35 метров остановил навеки. Тут же рядом Германия, ну, вот он и вздумал попытать счастье.
19.10.44
Привет из Германии! Вчера мы перешли границу и теперь идем по германской земле. Как-то радостно, когда знаешь, что уже горят дома немцев. Пишу ночью в доме фрица. Привет всем.
12.03.45
Только что смотрел, как горит Кенигсберг. Ночь, а светло, как днем. Хотя он от нас 2,5 км. Ну, вот пока и все. Привет всем.
9. 04. 45
Здравствуйте, дорогие папаша и мамаша Владислава Павловича. Пишет вам старшина роты обеспечения полка, в котором служил Володя.
Я отсылаю вам фото, которые у него были. Хочу описать вам всю историю. У деревни Понарт (пригород Кенигсберга) был тяжело ранен осколком в голову Володя. Я в это время был в своем хозяйстве. Узнал только тогда, когда привез бойцам ужин.
Володю похоронили от г. Кенигсберга 9 км в деревне Голлау. Могилку мы его оборудовали хорошо. Сделали железную городьбу и мраморную плитку. Поставили памятник и сделали надпись. Оборудовали все 12 мая 1945 года. Будьте здоровы. Отвечайте, жду. Балаболин Д. И.
На снимке: Владислав Павлович с родителями, 1944 год.
Подготовил А. МУРАВЬЕВ.