Принято решение об объединении двух ключевых должностей в управлении Волгоградом - главы города и сити-менеджера.
Двойная нагрузка
Решение было принято в понедельник по итогам публичных слушаний. На слушаниях общественность города и местные чиновники, депутаты обсуждали проект решения Волгоградской гордумы «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда».
Напомним, что по действующему Уставу городского округа город-герой Волгоград управление областным центром сегодня разделено между сити-менеджером и главой Волгограда. Глава города избирается из числа городских депутатов и несёт таким образом «двойную смысловую нагрузку» - одновременно является и руководителем города, и спикером гордумы. В то же время глава администрации назначается на контрактной основе по результатам специального конкурса. Теперь, после внесения соответствующих изменений в устав Волгограда, руководство будет сосредоточено в одних руках. Но и нового мэра также будут выбирать исключительно городские депутаты, правда, уже не из своих рядов, а из числа предложенных конкурсной комиссией кандидатов.
Как пояснила на слушаниях Ирина Карева, председатель комитета по местному самоуправлению гордумы, новый порядок формирования власти в городе определил региональный закон «О некоторых вопросах формирования органов местного самоуправления в Волгоградской области», принятый 1 июля.
«Речь идёт о совершенно новом порядке избрания главы Волгограда, который стремится к принципу единоначалия, - подчеркнула Ирина Карева. - Подобной модели в практике городского управления ещё не было».
Ждать три года?
Но оказалось, новый порядок избрания мэра будет применяться не завтра - послезавтра, а лишь после истечения срока полномочий действующего главы Волгограда. То есть через три года или чуть раньше при условии, что глава Волгограда и депутаты городской думы сложат с себя полномочия раньше времени.
Напомним, что прямые выборы мэра Волгограда были отменены весной 2011 года с принудительной отставкой мэра Романа Гребенникова и последующей за этим поспешной корректировкой устава Волгограда. Многочисленные местные сторонники двоевластия тогда горячо утверждали, что новая система избавит волгоградцев от минусов прямого избрания главы администрации всеми горожанами; сделает власть в городе сверхпрофессиональной, грамотно сбалансированной между двумя «центрами управления».
«Получилось всё с точностью до наоборот, - полагает Константин Глушенок, политолог, активист ОНФ. - Минусов в новой системе оказалось ещё больше, нежели в прежней. Главный из них - безответственность власти и неподотчётность чиновников жителям Волгограда, потеря городом какой-либо управляемости вообще».
Примечательно, что на слушаниях присутствовало рекордно низкое количество представителей общественности и рядовых горожан - менее сорока человек. Организаторы слушаний особо не анонсировали столь важное, на первый взгляд, публичное мероприятие.
«А настолько ли важно данное решение? - не соглашается Александр Сайгин, политэксперт. - Поправки в уставе города при всей кажущейся «революционности» никоим образом существенного влияния на жизнь города и горожан не окажут. Мэр Волгограда сегодня несамостоятельная величина, потому что косвенно слишком сильно подчинён губернатору. Хорошо это или плохо - другой вопрос».
Получается, что ответ на вопрос, насколько новая система управления лучше или хуже прежней, мы получим лишь после реализации новой модели, этого очередного «эксперимента» над городом.