Экс-кандидат в мэры Астрахани эсер Олег Шеин голодает больше месяца. Он уверен, что результаты выборов были сфальсифицированы, и требует пересчёта голосов.
Пикеты в поддержку астраханца пройдут в городе-герое на Волге и в Волжском. Похоже, что голодовка становится политическим аргументом. Но весомым ли?
Во имя ЖКХ
В марте прошлого года житель Котово Султан Загидуллин объявил голодную акцию протеста против нарушений, которые, по его мнению, были допущены при выборах главы Котовского района. Он требовал проверки законности действий властей и ТИК на выборах, а также восстановления на рабочем месте, с которого, по утверждению Загидуллина, его уволили по идеологическим причинам.
Для депутата гордумы Фёдора Литвиненко голодовка в 2005 году стала звёздным часом. Тогда руководитель депутатской группы «Созидание» в собственном кабинете отказался от пищи, недовольный политикой мэра Евгения Ищенко. Подвигло его на это очередное повышение тарифов ЖКХ в Волгограде. Спустя три года Литвиненко вновь решил голодать. На этот раз из-за решения гордумы передать коммуналку МУПам.
Среди голодающих был замечен и полковник запаса Александр Глущенко. Последним местом его службы была войсковая часть в Калаче-на-Дону. Уйдя в отставку, военнослужащий так и не получил полагающееся ему по закону жильё. Три года искал правду в суде, а отчаявшись, отказался от пищи и жил в палатке близ Саратова.
Место или смерть!
16 волгоградских мам, отчаявшихся устроить своих детей в детские сады, ровно год назад объявили трёхдневную голодовку. Место для синхронной диеты во имя дошкольного образования чад им предоставил Волгоградский обком КПРФ. Трое суток мамочки пили только минеральную воду. Позже они организовали общественное движение, а осенью, по некоторым данным, для детей «отчаянных мамочек» нашлись места в детских садах. Хеппи-энд.
Другая счастливо закончившаяся голодовка произошла с матерью-одиночкой Мариной Зюряевой. 13 мая в прошлом году она начала бессрочную голодовку. Требование одно – место в детском саду для сына. Сирота, снимающая жильё, воспитывала сына одна. Когда закончилось пособие по уходу за ребёнком до полутора лет, денег на еду у них не осталось. Две недели Марина ничего не ела. Но всё закончилось хорошо – ребёнку нашли место в саду, и семье дали отдельное жильё.
Пошёл на принцип
По мнению политолога Сергея Вовченко, голодовка – не самый эффективный инструмент политической борьбы.
– Голодовка – изобретение советского режима. Когда у заключённых был один способ противостояния – ничего не есть. Право голодать – единственное право, которое не могли отобрать. Этот способ сопротивления тех, кто в меньшинстве. Однако в длительной перспективе он может принести достаточно большие плоды, когда меньшинство постепенно станет большинством. Мы это видим на примере Шеина. Но я бы не стал сравнивать ситуацию Шеина и голодавших волгоградских мамочек. Это принципиально разные вещи. Мамочки требовали конкретных мер, которые, кстати, проще предоставить, а Шеин пошёл на принцип, требуя исправить фундаментальные, отчасти абстрактные, тенденции во всей стране. Под всей поднявшейся информационной шелухой скрывается очень важный для России перелом. И не дай бог с Шеиным что случится – последствия могут стать неуправляемыми.