В минувший четверг на внеочередном заседании Волгоградской городской думы депутаты приняли бюджет Волгограда-2013 в первом чтении.
Предварительно, в рамках этого же заседания гордумы, депутатами был рассмотрен не менее значимый вопрос, тесно связанный с наполнением городской казны – об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2013 год и плановые периоды 2014 и 2015 годов. Представляя программу приватизации на следующий год, председатель комитета по муниципальному имуществу Алексей Зверев отметил, что приватизация имущественного городского фонда является важным путем повышения наполняемости бюджета.
Найдены дополнительные источники
С учетом высокой важности вопрос «Об утверждении в первом чтении бюджета Волгограда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» обсуждался депутатами на протяжении двух часов. Напомним, проект будущего бюджета, признанный специалистами крайне сложным, неоднократно являлся предметом бурного обсуждения в думских комитетах. «Урезанные» по сравнению с текущим годом параметры бюджета, по мнению депутатов, не должны отражаться на основных социальных обязательствах города перед волгоградцами. Председатель комитета по бюджету, налогам и сборам Михаил Девятов напомнил коллегам, что поступивший на рассмотрение гордумы проект бюджета был свёрстан с учетом прогноза социально-экономического развития города, всесторонне рассмотрен на комитетах.
23 ноября 2012 года проект главного финансового документа города прошел процедуру публичных слушаний. При этом принятые к документу поправки сделали бюджет более наполненным. За счёт найденных дополнительных источников в его доходной части указано 609 млн рублей. Доходную часть бюджета планируется увеличить за счет работ по взысканию недоимки по земельному налогу, задолженности по арендной плате за земельные участки, поступлений от дополнительного размещения рекламных конструкций.
В целом, как отметил, представляя депутатам финансовый проект, заместитель главы администрации Волгограда Леонид Пикман, доходы бюджета Волгограда в 2013 году прогнозируются с учетом одобренных и внесенных поправок в сумме 14 млрд 7 млн 283 тыс. рублей, из них порядка 3,8 млрд рублей приходится на безвозмездные поступления из областного бюджета. Общий объём расходов утвержден в размере 14 млрд 931 млн 220 тыс. руб. Дефицит бюджета обозначен на уровне 9,5%. Кстати, в последующие два года, 2014–2015, планируется поэтапное снижение дефицита городского бюджета до 8%, параллельно снижая уровень внешнего долга города. Помимо НДФЛ, весомую сумму – на уровне 223–240 млн руб. – планируется получить в бюджет от аренды и реализации муниципального имущества и более эффективного использования городского земельного фонда.
Тратить с умом
В условиях продолжающегося перераспределения части доходов в бюджет региона, снижения темпов бюджетных поступлений важным вопросом является поиск дополнительных источников увеличения доходной части. В первую очередь планируется предусмотреть индексацию зарплат городских бюджетников и муниципальные надбавки, сохранить бесплатное питание для отдельных категорий школьников, обеспечить выплаты ветеранам труда города-героя Волгограда.
Важное направление, как отметили представители КСП и администрации города, – жесткая экономия бюджетных средств. В числе давно определившихся направлений – постепенное уменьшение управленческого аппарата.
Помимо социальных программ, значительная цифра заявлена на озеленение города. В будущем году на эти цели будет потрачено 300 млн руб. Весома доля города в местных программах энергоэффективности, создания доступной среды для инвалидов, софинансирования программ строительства и реконструкции дошкольных детских учреждений. А для развития системы муниципальных услуг в разных частях города будет дополнительно открыто четыре МФЦ – многофункциональных центра по оказанию государственных услуг населению.
К сожалению, отметил председатель КСП Волгограда Владимир Гордин, скромные для города-миллионника параметры бюджета не позволяют в полной мере реализовывать программы долгосрочного характера. Среди них развитие физкультурно-оздоровительных комплексов, реконструкция объектов ЖКХ и образовательных учреждений. «Субвенции Волгограду из вышестоящего бюджета на протяжении последнего времени не соответствуют по своему объему необходимым расчетным нормативам», – пояснил руководитель КСП.
Снижение доходов неизбежно
Особенно больной вопрос бюджета – общий объём доходов города по сравнению с 2012 годом уменьшается. Такое снижение, по словам Леонида Пикмана, объясняется рядом причин. Одна из них – изменение областных нормативов. В частности, на пять процентов снижается доля налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет города из областной казны. В связи с этим Волгоград недополучит более 700 миллионов рублей. Под вопросом остаются и некоторые программы, финансирование которых осуществляется совместно из бюджетов всех уровней. Часть из совместных программ тем не менее будет реализована, что называется, при любом раскладе. Среди них ремонт дорог, продолжение строительства транспортного тоннеля на Тулака, ряд других направлений.
В ходе обсуждения бюджета в первом чтении депутаты подробно обсуждали вопросы распоряжения муниципальным имуществом, работы волгоградских МУПов, ремонта дорог, озеленения города, субсидирования городского транспорта. Звучали даже категоричные предложения не увеличивать компенсацию городскому муниципальному транспорту на инфляционную составляющую. Кстати, планируемое поэтапное внедрение в 2013 году электронной карты должно, по словам представителей волгоградской мэрии, оптимизировать расходы на городские транспортные предприятия.
Наиболее существенные рекомендации депутатов оформлены по итогам обсуждения в виде протокольной записи к документу.
«В этом году впервые за последние десять лет администрация Волгограда внесла проект бюджета, доходная часть которого ниже прошлогоднего, – прокомментировал председатель комитета гордумы по бюджету, налогам и сборам Михаил Девятов. – Много вопросов поднималось в ходе обсуждения проекта решения в комитетах, проводилась большая работа по увеличению доходной части. Мы надеемся, что при дальнейшем рассмотрении межбюджетных отношений доля субвенций и субсидий городу Волгограда все-таки будет увеличена».