Ближе к концу рабочего дня волгоградцы пробираются по косогорам сквозь дырку в заборе центрального парка на пляж ЦПКиО. Трудности дороги вознаграждаются теплой водой и массой заботы, которой администрация пляжа охватывает отдыхающих.
Купальный оазис
– Он отвечает всем требованиям. Есть медпункт, спасательная служба со своим постом и персоналом, бесплатные туалеты и раздевалки. Платный только вход, 15 рублей, – говорит директор пляжа Роман Алиев.
Берег галечный, что тоже многим нравится. Ходят без опаски – каждые два-три часа рабочие убирают мусор. Перед началом сезона дно очистили водолазы, так что нырять можно с разбега. Здесь же открыли кафе с напитками и закусками. Есть площадки для волейбола и мини-футбола. Если кто-нибудь расшумится, вступает в дело охрана. Так что никаких проблем нет даже в медпункте:
– Болячки простые. Обмороки от тепловых ударов, спазмы сосудов из-за того, что перегретые люди бросаются в воду сразу, а надо – постепенно. Потом идут ссадины, ушибы и порезы об острые камни или что-нибудь ещё, а стёкол на пляже нет, – поясняет фельдшер Катя Макарова.
Зато другой – романтичной – причиной обращений в медпункт стали сами симпатичные медички: придумав головную боль или другую хворь, парни идут знакомиться.
Вся эта пляжная благодать умещается на сотне метров. Дальше оазис кончается, и на многие километры тянутся дикие пляжи.
Вместо гальки – стекла
Так, один дикий пляж обосновался за панорамой. Зимой здесь купаются моржи, рано утром – голые и похмельные, днём остальные. Но и летом они не пустуют.
– Обычно езжу на ту сторону Волги, там чистые пляжи, или на Дон, а здесь всюду стёкла, – обводит взглядом захламлённый берег, где насмерть стояли гвардейцы генерала Родимцева, Сергей Шульгин, – поэтому купаться идём только в шлёпанцах.
Дальше начинается пристань, с которой детвора кучами прыгает в реку. Иногда они прыгают спиной назад – так круче.
– В прошлом году здесь уже погибли два человека из-за глупости и пьянки, – рассказывает и. о. начальника центрального поискового спасательного подразделения Александр Хмелярский. – Под водой чего только нет, от унитазов до холодильников, а ещё штыри, которых не видно и на которые вполне можно насадиться.
Слава богу, в этом году без жертв, хотя троих пришлось спасать. Вот и сейчас Хмелярский кричит из моторки далеко заплывшей женщине:
– Здесь катера идут со скоростью 50 километров, вашу голову на воде не видно. Умереть под винтами хотите?
Голова поспешно плывёт назад, а Хмелярский показывает в сторону отчалившего от берега судна:
– Запросто кого-нибудь убьёт, а остановить судно не можем, полномочий нет.
Вода без шума и пыли
Взрослые всё-таки отдают себе отчёт в своих действиях, зато дети то и дело лезут в воду, теряют силы, и спасатели никогда не остаются без работы. На диком пляже у стенки Родимцева пришлось сделать выносной пост.
В Волгограде разрешено купаться в шести местах: рядом с ЦПКиО, два пляжа на острове Крит, ещё один – на пристани им. Руднева в Кировском районе, песчаная коса на полуострове Сарептском в Красноармейском, а ещё пляж в створе улицы Грамши. На Спартановке из-за мелководья лучше всего купаться с детьми, хотя и взрослых там хватает. Помимо тишины манят родник на берегу и ровное дно.
– Пляж у нас уютный, никакой толчеи, как на центральном, – говорит патриот Спартановки Дмитрий Евсиков. – Вода достаточно чистая – стоки предприятия дальше по течению.
Впрочем, медпомощь и спасателей я здесь не заметил – как и на пляже у моста на острове Зелёном в Волжском. А народу там сотни. Правда, песок довольно чистый, да и в воде без стёкол. Но дети ныряют с моста, и никто их не останавливает.