Врачей сегодня больше принято ругать. Лечат плохо, к взяткам неравнодушны, невнимательны к пациентам, ошибки в своей работе допускают часто. А все потому, что ложка дегтя – она всегда видна даже в самой большой бочке меда. Вот про деготь и пишем. А то, что в этой профессии работают люди, творящие настоящие чудеса, как-то писать не принято. Не модно, что ли.
Мы решили, что пора исправлять такое положение вещей. Потому на страницах своей новой рубрики «Народный доктор» мы будем рассказывать о тех врачах, которые ежедневно своей работой совершают маленькие подвиги. Поверьте, их немало, и все они достойны уважения, признания и любви.
Народный доктор – именно так друзья и пациенты называют заведующего травматологическим отделением городской клинической больницы № 25 Эльбруса Дзахоева. «Да, меня Эльбрус Сергеевич на ноги поставил, передавай низкий поклон…» – точно так отзываются о враче бывшие пациенты.
Между небом и землей
Эльбрус Сергеевич работает врачом уже 40 лет. Профессию не выбирал. Она сама его позвала. Дело в том, что Эльбрус Дзахоев всегда стремился помочь раненым. Нет, не вытаскивал из огня, не бросался лечить, а сопереживал человеку. А именно сопереживание – самое главное, самое важное в профессии врача, считает Эльбрус Сергеевич. Постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, многие врачи не выдерживают – черствеют и покрывают душу защитной кольчугой.
– А я не могу, – пожимает плечами народный доктор. – Всегда пытаюсь помочь, откликнуться на беду любого человека, поддержать хотя бы добрым словом. Поэтому, наверное, дверь ко мне и не закрывается, ну не могу я отказать пациенту. Молодые врачи сейчас более прагматичны. Возможно, более профессиональны, но душу свою делу не отдают. А лечить – это искусство, а не просто профессия. Есть такая фраза «Если больному после разговора с доктором не стало легче, то это плохой доктор».
Профессия врача сродни профессии священнослужителя. «Врач – он где-то между небом и землёй», – заметил Эльбрус Сергеевич. Видимо, не случайно дедушка нашего героя был священнослужителем, через поколение передалось это служение людям.
Близко к сердцу
– Мы всего лишь помогаем богу, – считает врач, – но не можем брать на себя его полномочия. Есть даже такая примета: никогда в операционной нельзя хвалиться своей работой, мол, вот как удачно получилось. Это богу решать. Конечно, когда операция действительно прошла удачно и получилось всё задуманное, тогда чувствуешь себя человеком. И наоборот, при неудаче хочется себя растоптать. Самое страшное – потерять пациента. Каждый раз умираешь с ним.
Раньше врачебный стресс снимали исконным российским методом, с улыбкой рассказал Эльбрус Сергеевич. Но теперь эта практика прекращена, главврач следит за этим очень строго. Да и не нужно это молодым прагматичным специалистам. Им проще – они не принимают так близко к сердцу человеческую боль. Эльбрус Дзахоев боролся со стрессом активным видом спорта. Футбол (помимо работы) был самой большой страстью врача. Ещё год назад врачи 25-й больницы каждое воскресенье гоняли мяч. «На эти два часа я забывал обо всём на свете!» – рассказал хирург.
– Вся моя жизнь – это любимая работа. Я не могу так – прооперировать и отключиться. Даже дома все мысли о том, как там пациент, что с ним, всё ли правильно я сделал. Хорошо, что жена тоже врач – она меня понимала.
– Было много рисковых моментов в жизни, но всегда будто что-то отводило беду. Значит, я, наверное, нужен зачем-то на этой земле. Значит, должен делать добро и помогать людям…