Почему такой ажиотаж вокруг прибытия мощей Николая угодника в Россию?
- Сам факт почитания святых мощей зафиксирован не в церковной догматике, а в документах 7-го вселенского собора, который прошёл в Никее более тысячи лет назад, - объясняет настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца из Калача-на-Дону о. Димитрий (Климов). - Церковь верит, что придёт время и души всех людей соединятся с их телами, телами преображёнными, изменёнными, но теми же, которые у них были при жизни. То есть царство божие будет материально актуализировано как раз вот этими частицами материи, которые мы называем «святыми мощами». Поэтому, почитая святые мощи, мы в прямом, а не в символическом смысле прикасаемся к тому, что будет вечно, нетленно и прославлено, к грядущему царству бога.
Но то, что можно догматически легко обосновать, не всегда доступно и интересно для обыденного псевдорелигиозного сознания. Поэтому церковная история знает множество примеров искаженного понимания почитания мощей. Гораздо проще превратить мощи в очередную «святыньку», сила действия которой измеряется особым прибором «благодатемером».
Поэтому я думаю, что для того, чтобы уберечь церковную традицию от искажений и не давать оппонентам церкви повод очередной раз обвинить нас в язычестве и неком костепоклонничестве, нужно всякий разговор о мощах предварять даже не рассказом о житии святого, а экскурсом в христианскую догматику.