Что происходит с ценами на продукты?
Если в сентябре изменение продуктового ассортимента в связи с введением санкций заметила лишь пятая часть населения, то в октябре этот показатель вырос до 26%, показало исследование РОМИР. Внимательнее к ассортименту относятся жители крупных городов и граждане с доходами выше среднего. Чем это обусловлено, рассказывает Максим Головатов, директор филиала БКС Премьер в Волгограде.
«В октябре торговые сети еще продолжали распродавать остатки продукции, завезенной еще до введения Россией запрета на импорт продовольствия из стран ЕС. Кроме того, сказался временной эффект, т.е. покупателям потребовалось некоторое время для того чтобы осознать, что изменения цен имеют место быть».
Насколько из-за введения санкций изменилась привычная продуктовая корзина россиян? Какую часть домохозяйств затронули санкции, на ваш взгляд?
«Я бы навскидку оценил долю покупателей, которых реально затронули санкции в единицы процентов. Возможно около 6%, потому как именно такова доля россиян, регулярно выезжающих за рубеж. В то же время, в связи с ростом логистических издержек (в основном из-за возросшего транспортного плеча) произошло увеличение розничных цен на товары, пришедшие на замену «запрещенных» товаров. Это увеличение коснулось и более широкого списка товаров, которые можно отнести к заменителям санкционных товаров, и вылилось в ускорение общей продуктовой инфляции, которое затронуло уже все категории потребителей».
Закончились ли уже продуктовые запасы? Насколько легко россиянам сегодня находить альтернативу исчезнувшим маркам и брендам? В каких продуктовых сегментах проще всего найти замену (молочная продукция, мясная и пр.)? Насколько востребованы у покупателей альтернативные торговые марки?
«Проблема дефицита продуктов, якобы вызванная введенным Россией запретом на импорт продовольственных товаров, на мой взгляд, во многом раздута. Никакого дефицита, как можно видеть по полкам магазинов, не наблюдается. Наиболее чувствительной категорией, как и ожидалось, оказался сегмент сыров, произведенных в Европе. Брендированным европейским сырам очень сложно найти замену. Фактически россиянам нужно теперь привыкать к новым зарубежным и отечественным сырным брендам. В сегменте небрендированной продукции (рыба, мясо, молоко и т.п.) сделать замену, как, впрочем, тоже ожидалось, оказалось проще всего. В том числе за счёт переориентации на поставщиков из стран, не вошедших в санкционный список».
При выборе продукции, альтернативной исчезнувшей с полок, покупатели отдают предпочтения иностранным или отечественным брендам?
«В условиях снижения семейного бюджета покупатели стали более чувствительны к цене. Критерий страны производства отошел на второй план. Поскольку отечественная продукция, как правило, является более доступной по цене, она объективно выигрывает битву за покупательский интерес. В свете массированной девальвации рубля это тенденция будет только набирать обороты».