108

В балете наступил феминизм

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Нижнее Поволжье 23/11/2011

20 ноября в Волгограде произошло культурное чудо. В городе-герое с единственным концертом выступила всемирно известная американская труппа современного танца Bill T Jones/Arnie Zane Dance Company. Короли танца, обладатели всех мыслимых и немыслимых наград в мире пластики дали в России всего три спектакля, один из них в Волгограде.

Танец против смерти

Спектакль проходил в здании ремонтирующейся «Царицынской оперы». 10 танцоров самых разных национальностей, вместо пачек, трико и пуантов танцующих босиком и в джинсах, смотрелись чужеродно в зале, рождённом советской помпезностью. Гербовый венок на потолке, нагромождение бархата, фраки и каблуки сотрудников оперы, а на сцене 10 великих танцоров в незамысловатой одежде говорят телом о смысле жизни. Впрочем, когда выключили свет и в мире остался лишь танец, этот диссонанс просто испарился.

Программа состояла из трёх мини-спектаклей на музыку Моцарта и Мендельсона. Все три посвящены жизни и танцу, которые вопреки всему берут верх над смертью.

Первый танец Spent Days Out Yonder – о течении дней, как люди радуются, любят, гуляют, танцуют вместе, потом уходят, на их место приходят другие, и так и происходит круг, который называется бытие. С первых же движений зрительный зал выдохнул и обомлел – такие движения неподвластны обычным человеческим рукам! Это не механические движения – это жизнь в танце!

Балетмейстер и режисср Бил Ти Джонс – гений. Как ещё объяснить, что набором всего из десяти движений он сумел создать на сцене мироздание. Во втором мини-спектакле Continuous Replay («Непрерывно повторяя») главной, по сути, является партия часов. Только эти часы отмеряют время человечеству. Всё начинается с первобытных звуков и движений, повторяющих животных, кладку камня, лепку глины. Темп всё убыстряется, и те же движения превращаются в удары, а когда круг завершен, музыка «взрывается» и наступает тьма. При этом каждое движение – как фотография, как слепок с античной статуи. Это настолько непривычный балет, что зрители сидели с удивлёнными лицами, но, на всякий случай, активно хлопали.

«Реально танцевальный перфоманс»

Самым удивительным было равенство артистов на сцене. Здесь не было прима-балерин и ведущих партий. И никакого намёка на сексуальность и различие полов. В классическом балете мы привыкли к субтильным девочкам, к танцу, пропитанному молодостью и эротикой, а здесь балетмейстеру как будто бы всё равно: работать с мужчиной или женщиной. Так, на сцене женщины исполняли мужские поддержки, а мужчины женские. Феминизм в балете. Может, поэтому некоторым мужчинам не понравилось действо.

– Муж решил, что мы даром выкинули деньги, – рассказали волгоградцы Елена и Константин, – а мне понравилось. Великолепная пластика, непривычный танец, никаких пуантов и пачек, но это именно балет с заглавной буквы. Мне кажется, мы настолько отстали от мировой культуры, что нам сложно понять этот балет. Он заставлять голову думать в поисках смысла увиденного, искать ответы в себе, философствовать.

Для кого-то это философия, а для кого-то мода. «Это же ре-а-а-альный танцевальный перфоманс!» – читал лекцию своей девушке субтильный юноша. Честное слово, всё очарование чего-то большого и значительного разом было уничтожено этими словами. Я не против перфоманса,  я за искусство.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах