29 сентября определится список городов, которые примут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Уже точно могут не беспокоиться в Москве, Питере, Казани и Сочи. А вот Саранск, Волгоград, Ярославль, Калининград и Ростов-на-Дону пока понервничают. Скорее всего именно из этих городов два окажутся в пролете.
Долларовые реки, евровые берега
Специалисты разных сфер прогнозируют долларовые реки, которые хлынут в регионы в случае удачного для них решения. Но давайте сначала посмотрим на реальный пример.
Благо, сравнивать есть с чем. Совсем недавно прошел чемпионат Европы. Если опыт Польши не столь показателен для нас, то украинские реалии россиянам намного ближе. Пожалуй, примерно так же будет и у нас.
Просмотрев украинскую прессу, мы можем видеть примерно те же уверения, что и в российской печати: все ждали инвестиций. Планировалось, что строительство современных отелей и европейского уровня дорог возьмут на себя бизнесмены, а государство уже будет по мелочи добавлять. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что вышло наоборот. Частный капитал участвовал, но только местный. Из-за рубежа никто не бросился вкладывать в украинскую экономику. То ли кризис помешал, то ли инвестиционная погода в сопредельном государстве нелетная.
С инвестиционным климатом у нас пока что тоже не ахти. Если б только экономика, так ведь еще и бюрократические барьеры отбивают у толстосумов всякое желание рисковать своими деньгами.
Ударим чемпионатом по бездорожью!
Президент UEFA Мишель Платини как-то высказался, что Польша и Украина благодаря футбольному турниру скакнули вперед на 30 лет. Во всяком случае, появилась качественная автодорога на Запад. За недели, проведенные на Евро, туристы, наверняка, оценили украинское гостеприимство. Так что в следующий раз могут приехать и просто так. Это для нас Донецк (или Волгоград с Самарой) ничем особо не примечателен, а для французов – та еще экзотика.
А качество дорог на Украине действительно впечатляет. Лично проверил и в Донецке, и в Харькове: асфальт ровный. Но состояние этих трасс и не должно удивлять. А вот отличное покрытие дороги, ведущей, например, в город Змиев (Харьковская область), стало сюрпризом. Видимо, пока была возможность, закатали в асфальт все, что смогли.
- Дороги построили, но в лучшем случае – 10% от того, сколько планировали сделать, - омрачает картину преподаватель Днепродзержинского университета Игорь Филин. – По большому счету в «плюс» пойдут только стадионы и аэропорты. Настроили гостиниц, которые не будут окупаться. Вот у нас на выезде из Днепродзержинска поставили небольшой отель. Думали, что туристы, приезжающие на матчи в Днепропетровск, смогут останавливаться у нас – там недалеко. Только сдали, как у Днепропетровска отобрали право проведения игр.
- У нас в Киеве построили два аэропорта и стадион, - рассказывает столичный житель Дмитрий Овчарук. – И пустили скоростные поезда. Но ими совершенно невыгодно пользоваться. Разница в цене на билет очень существенная, и выигрыш во времени того не стоит. От Киева до Харькова, например, всего на два часа быстрее идет.
Туристов навалом – останемся с «наваром»
На подготовку Евро-2012 поляки потратили $34 млрд. Если правдивы официальные заявления властей, то на Украине израсходовали только $5 млрд. При этом руководство страны ожидало остаться с прибылью в 1,5 миллиарда гривен (6 млрд. рублей).
Аэропорты точно остались с «наваром». Мало того, что их полностью реконструировали, так и нагрузка во время чемпионата была значительно выше обычной. В первые дни, когда прибывали болельщики из других стран, поток пассажиров вырастал в 2 – 4 раза. Например, киевский аэропорт «Борисполь» за три дня принял около 90 тысяч пассажиров. Впрочем, окупить инвестиции воздушные ворота Украины смогут только лет через 25.
Заработали и содержатели закусочных, а также таксисты. Они и цены подняли, и недостатка в клиентах не было. А вот с гостиницами братья-славяне явно не угадали. Просто пожадничали, заломив такие цены, что номерной фонд не был полностью выбран. То же касается и квартир, сдаваемых в частном порядке. На что конкретно утекали деньги из карманов европейцев, сказать трудно. Но, по экспертным оценкам, около сотни евро тратил каждый гость того или иного города.
В Донецке и Харькове стадионы возвели на частные вложения, а на спортсооружения в Киеве и Львове $750 млн. направили из государственного бюджета. Окупятся эти стадионы не раньше, чем на них выйдут играть внуки нынешних футболистов.
Вот примерно такие же перспективы ждут и российские города. Если, конечно, наши бюрократы не «распилят» больше, чем и украинские коллеги.
Что уже делается в Волгограде?
В городе-герое объявили конкурс на проектирование стадиона. Начальная цена контракта определена в сумме одного миллиарда 92 миллионов рублей. Чаша нового спортивного объекта будет вмещать 45 тысяч болельщиков. После ЧМ количество посадочных мест можно сократить до 35 000. Практически все площадки, заявленные для участие в чемпионате, находятся в радиусе
Завтра в 10 часов будут вскрыты конверты с заявками. А 27 сентября подведут итоги аукциона, тогда станет известно, как будет выглядеть наш стадион.
Одним из основных требований FIFA является наличие в городе как минимум 46 гостиниц различных уровней. А в Волгограде на протяжении последних 20 лет не было построено ни одной гостиницы классом 3 – 5 звезд.
В случае удачного для Волгограда решения комиссии FIFA наш аэропорт должен обеспечить обслуживание 9000 пассажиров за 10 часов до начала матча и 9000 пассажиров на вылет после него. Средства на реализацию этого проекта будут направлены из регионального бюджета.
Фестиваль болельщиков в Волгограде рассчитывают провести на Центральной набережной, которая может вместить более 50 тысяч человек. Общая площадь фан-зоны составляет
В общем, на бумаге все просто прекрасно.