Второй месяц реализуется проект долговременного концессионного соглашения на предприятии «Горводоканал Волгограда». На очереди - вхождение в аналогичный проект теплосетей. Каковы первые итоги уникального для страны опыта? Что ждёт нашу «коммуналку» в будущем, помимо роста тарифов? Об этом говорим с заслуженным работником ЖКХ, членом региональной Общественной палаты Олегом Капустиным.
В тисках проблем
- Олег Семёнович, несколько лет назад вы приводили невесёлые прогнозы МЧС, согласно которым на середину нынешнего десятилетия должен прийтись пик аварий на сетях. Сбылись прогнозы?
- В наши дни скорее актуальны уже не прогнозы, а предостережение зампреда правительства страны Дмитрия Козака: промедление в модернизации коммунальной инфраструктуры теперь смерти подобно. Речь идёт уже о жизнеспособности системы ЖКХ как таковой, мы стоим, образно говоря, если ничего не делать дальше, на краю пропасти.
- Неужели для спасения от коллапса ничего не делается?
- После распада СССР коммунальная инфраструктура страны не обновлялась и не модернизировалась. Исключение, пожалуй, - теплосети, там специфика такова, что если теплосетями постоянно не заниматься, они откажут уже через годик-другой. С объектами водоканала в том же Волгограде всё сложнее - там модернизация давно назрела, но делалось при этом до обидного мало.
Арендные «пустышки»
- То есть концессионный проект для Водоканала Волгограда - острая необходимость?
- Без преувеличения, это последний шанс обновить давно подлежащие обновлению сети и объекты. Особенно с учётом, что многие жизненно важные проекты из-за дефицита финансирования «провисали» на десятилетия. Не улучшили ситуации недавние эксперименты, когда Волгоград пережил целую волну громко заявленных проектов аренды коммунальных сетей - с канувшими в Лету частными компаниями ВгКС, КТВ, РЭС. Итог таких арендных отношений получился невесёлый - частники-арендаторы обанкротились, оставили после себя долги со многими нулями, серьёзных работ по обновлению инфраструктуры сделано не было. То, что сейчас власти Волгограда решились на смелый концессионный эксперимент, - вовсе не от хорошей жизни. Это фактически наша последняя надежда выйти из прорыва, улучшить ситуацию с сетями и с теми важными объектами, что не строились и не обновлялось годами.
- В чём интерес концессионера - «заморачиваться» с дорогостоящими проектами на десятилетия?
- Потенциально коммунальный бизнес - сверхприбыльный. В странах Запада это сфера интенсивной конкуренции за потребителя. ЖКХ - гарантированные живые деньги в очень солидном объёме - особенно в городах-миллионниках, таких, как Волгоград, вне зависимости от ситуации в стране. Если инвестор способен грамотно, эффективно, вовремя вложиться в «коммуналку», прибыль сможет спокойно получать затем десятилетиями.
На мой взгляд, главная положительная особенность долгосрочной концессионной схемы хозяйствования - как говорится, сам у себя не своруешь. Любые нецелевые расходы, воровство автоматически «обнуляют» эффективность всего долгосрочного проекта. По привычной для горе-коммунальщиков схеме - «два пишем - пять в уме» здесь уже не сработаешь.
Лишняя вода
- Компания-концессионер работает в Волгограде не первый месяц. Можно ли говорить о первых результатах?
- Говорить определённо о первых результатах, думаю, стоит в самом конце года. Именно до конца года концессионер обязался обновить по городу 25 км сетей, улучшить водообеспечение нескольких крупных кварталов и микрорайонов. Меня здесь больше настораживают другие моменты.
- Какие именно?
- Одним из первых крупных объектов, на которых концессионеры намерены сосредоточить внимание, -водоочистные сооружения Краснооктябрьского района, которые планируется модернизировать. Заявленная стоимость контракта по модернизации - 2 млрд. 290 млн. руб. Всё бы хорошо, но конечной целью реконструкции названо увеличение производительности станции водоочистки почти вдвое - с существующих 125 тыс. «кубов» в сутки до 200 тыс. А эта цель представляется мне спорной.
- Почему так?
- Даже самый общий анализ водохозяйственного баланса Волгограда показывает - у нас Волгоград не «выпивает» полностью всю питьевую воду, что мы подаём сегодня потребителям. Многие крупные предприятия города не работают, потребности жилого комплекса в воде растут медленно. Даже в самые жаркие дни на пике водопотребления городу требуется не более 300 - 500 тыс. «кубов» в сутки, а реальная возможность имеющихся водоподающих систем уже превышает 700 тыс. «кубов». То есть тратится колоссальное количество электроэнергии, реагентов, амортизационных отчислений на производство «лишней» воды, которую затем сливаем обратно в Волгу, либо она и вовсе не доходит до потребителей, теряется в сетях. Сегодняшний процент потерь питьевой воды в сетях неоправданно высок - до 42%. Всё-таки, наверное, стоит заняться в первую очередь этой темой - резко снижать непроизводственные потери, утечки, провести аудит водопотребления, создать систему моментальной диспетчеризации водных потоков, ставить на насосах частотно-регулирующее оборудование, резко снижающее энергозатраты. Наконец нужно строить систему резервуаров, запасающих уже подготовленную питьевую воду - для снижения нагрузки на водоподающее оборудование на пике потребления. Нужно работать над надёжностью и качеством оборудования. Акцента на этих мерах я пока в концессионной программе, к сожалению, не вижу в первоочередных мероприятиях. Не вижу и механизма контроля над реализацией взятых на себя концессионером обязательств.
Вот-вот аналогичная схема концессии должна заработать с МУП «ВКХ» - теплосетями. Там сейчас должны решаться свои задачи - создаваться резервные теплопроводы, убираться все «узкие» места - сети, где постоянно идут порывы. И здесь, на мой взгляд, стоит внимательно присмотреться к опыту городов, где за очень короткий срок в обновлении сетей, инженерии сделано довольно много. В нашем регионе это город-спутник Волжский, из других городов назову Ростов-на-Дону, Москву…
- Эксперименты экспериментами, а роль властных структур ограничивается только лишь созданием условий для партнёрства частников и города?
- От госорганов и местных властей любой коммунальный бизнес ждёт в первую очередь внятной тарифной политики. Пора переходить к перспективному трёх-пятилетнему тарифному регулированию, а не к однолетним тарифным решениям, как сейчас. Тогда коммунальные компании смогут более точно просчитать свои затраты и прибыль, а население, потребители получат чёткий ориентир по личным тратам на коммуналку.
Волгоградцам, нам с вами, по большому счёту всё равно, какого происхождения вода, тепло или свет подаётся в их дома - от муниципальных предприятий, от «смешанных» концессионных, от частных. Главное, чтобы коммунальные блага были нормативного качества и доступными по цене. На такую цель все реформы и должны быть направлены.