Коммунальная реформа продолжается в стране 13-й год, регулярно растут жилищно-коммунальные тарифы. Однако об оздоровлении отрасли говорить не приходится. Почему так происходит?
Самый известный эксперт в сфере ЖКХ Волгограда, член региональной Общественной палаты Олег Капустин рассказал о «коммунальном конце света», взаимной ответственности и неработающих лифтах.
Котлы из Третьего рейха
– Однажды Сергей Шойгу напророчил «коммуналке» увеличение аварий и порывов, вызванных исчерпанием технического ресурса советского коммунального комплекса. По его прогнозам, «конец света» в ЖКХ должен был наступить в 2012–2013 годах. Это актуально?
– Вся коммунальная инфраструктура России после распада СССР действительно не обновлялась. То, что вкладывается в последние годы в коммуналку, – мизер в сравнении с объективной необходимостью её обновления. Рост аварий на коммунальных объектах, сетях наблюдается уже сейчас, в дальнейшем этот процесс только возрастёт. Возможно, последней чертой здесь станет пусть не нынешний 2012-й, но, по крайней мере, 2016–2018 годы. Отказы старого изношенного оборудования, порывы на магистральных сетях, размороженные теплосети среди лютой зимы ждут нас в ближайшем будущем, если не примем срочных мер реанимации экономики ЖКХ. Не модернизации, а именно реанимации. О какой модернизации можно говорить, если в Волгограде до сих пор кое-где работают котлы послевоенного производства или трофейные котлы времён Третьего рейха, если есть инженерные сети, которые не перекладывались по 20–30 лет. Есть такое понятие – количество аварий на один километр сетей. Этот показатель пугающе растёт год от года…
– Вы считаете, споры о том, что эффективнее на коммунальном экономическом поле – частник или МУПы, – непринципиальными?
– Абсолютно! В своё время бывшое МУП «Волгоградтеплоэнерго» оформило кредитную линию Всемирного банка реконструкции и развития на 10 млн. долларов. На эти средства в Краснооктябрьском районе Волгограда модернизировали тепловые сети. И на «Красном» нет такой острой ситуации, когда отопительный сезон открывают в ноябре–декабре, а потом идут бесконечные аварии.
МУПы в ЖКХ – общемировая практика. Здесь важно другое. В коммунальном комплексе есть проблемы, которые не могут закрыть ни тарифы, ни частные вложения. Взять вопрос ремонта ветхого и переселения из аварийного жилья – это вложения в десятки и сотни миллиардов. Какой частник возьмётся решать эту проблему? Здесь нужны вложения уровня национальной программы, что, собственно, и было сделано. Из стабилизационного фонда государство изыскало 250 млрд. рублей, а людям, собственникам жилья, предложило вкладывать лишь 5% общей суммы на ремонты домов. В итоге хотя бы на 10-20%, но проблему сдвинули и теперь решают, как двигаться дальше. Возможно, со временем уровень софинансирования собственниками капремонта жилья увеличит до 15–20%. Однако перекладывать полностью такое бремя затрат на население – абсурдно.
Политический тариф
– С 1 июля произошла очередная индексация тарифов. Все мы понимаем, что ни качество, ни количество услуг от этого не возрастёт. Есть ли предел вечного тарифного роста?
– Пока что, к сожалению, в тарифной политике больше политики, нежели реальной экономики. Поясню: о том, что тарифы в ЖКХ у нас вырастут на 6% в среднем с 1 июля и на 12% по итогам года, было заявлено около года назад. Непопулярное решение откладывали на послевыборный период, это понятно. Но непонятно, как можно считать изменение реальных затрат коммунальных предприятий чуть ли не на год вперёд? А почему, собственно, 6%, а не 4%, как это прогнозируют по инфляционным индексам?! Скажу больше – у нас ещё 12 лет назад принят федеральный закон «Об энергоэффективности и энергосбережении», есть аналогичный закон по развитию теплоэнергетики, а механизмов реализации ни того, ни другого закона, многочисленных подзаконных актов до сих пор не принято. В итоге как влиять на затраты, чтобы вырваться из порочного круга «тариф – потребитель – инвестиции – тариф», часто не знают даже сами коммунальщики. Снижать затраты на жилищные услуги по обслуживанию дома в рамках ТСЖ наши эффективные собственники научились. Как это делать с поставщиками коммунальных ресурсов, пока вопрос вопросов.
Счётчики – не панацея
– С 1 июля во всех наших домах уже должны были стоять счётчики. Но выяснилось, что это сделали пока от силы в 30 процентах квартир. Мы по-прежнему не хотим считать то, что потребили?
– Со счётчиками такой бардак и конфуз получился, так как не было изначально механизма, не было определено тех структур, кто будет этим заниматься. У управляющих компаний своих забот хватает, ресурсоснабжающие организации себе в ущерб тоже не станут это делать. Чтобы обеспечить поквартирными счётчиками тысячи квартир Волгограда, нужны миллиарды рублей. А какой частник станет выкладывать такие средства из своего кармана?! В итоге мы имеем что имеем. Люди должны понять, что счётчики не некая «индульгенция» – моральное право платить меньше, а цивилизованный механизм знать, сколько ты реально потребляешь и где именно экономить. Ещё 8 лет назад при правительстве Черномырдина действовало правило: хотите платить по счётчику, ставьте его и экономьте где можно – меняйте сливную муфту в унитазе, чтобы не тёк, не пускайте вёдрами, сотнями литров впустую воду в раковину, когда умываетесь, и так далее. И никто не вправе вам запретить оплачивать только то, что вы потребили, а не пользоваться некими усреднёнными нормативами. Помню по собственному детству: мой родитель ещё давным-давно брился с помощью двух стаканчиков с водой – в одной пена с кисточкой, в другой просто вода. Мы часто бездумно включаем кран и сливаем воду сотнями литров. Поэтому отчасти понятно, почему наши люди в массе своей тянули со счётчиками до последнего, надеясь на авось. В итоге в свете истории со счётчиками на общедомовые ресурсы получилось наложение одного на другое. Мы теперь ещё и путаемся, где домовой учёт ресурсов, а где поквартирный.
– В чём, на ваш взгляд, главная проблема коммуналки? Отсутствие денег или отсутствие осознания, что мы живём не в СССР с его 2 копейками за киловатт/час?
– Мусор в наших домах всегда проистекает от мусора в головах. Нам давали возможность приватизировать бесплатно квартиры вместе с общедомовой собственностью. И, наверное, очень зря, что бесплатно. То, что досталось нам даром, теперь не осознаётся как наше кровное, о котором нужно заботиться ровно так же, как, скажем, о собственной даче.
– А как быть с лифтами? Они теперь собственность граждан, но их ремонт или замену собственники не осилят.
– Лифты только по Волгограду изношены процентов на 60. Замена каждой лифтовой кабины со всем оборудованием стоит примерно 1,5 миллиона. Это не те средства, которые можно взять с жильцов. Нужны новые общегосударственные программы. А иначе мы получим тот «коммунальный апокалипсис», о котором говорили в начале беседы…
ДОСЬЕ
Олег Капустин – выпускник ВолгГАСУ, стаж работы в коммунальном комплексе – почти 40 лет. Возглавлял предприятия ЖКХ Волгограда и области. В 2000-х годах – первый зампредседателя комитета ЖКХ администрации Волгоградской области, затем вице-мэр Волгограда. Председатель Союза работодателей жилищно-коммунального комплекса Волгоградской области. Заслуженный работник ЖКХ РФ, Почётный академик Международной академии авторов научных открытий и изобретений.