Волгоград, 13 мая – АиФ-Волгоград. Бывший руководитель Берлинского кинофестиваля Ханс Йоахим Шлегель является одним из крупнейших знатоков российского и восточноевропейского кино. Изучая картины Третьего рейха, Шлегель выяснил, почему же провалилась фашистская пропаганда на оккупированных территориях СССР. И рассказал об этом нашим читателям.
Пиар во время чумы
– Я взволнован, находясь на сталинградской земле, где пал мой дядя – он не был фашистом, но был призван на военную службу. Я взволнован, находясь здесь, где пало столько советских солдат, остановивших захватчиков. Они освободили мою родину от фашистской чумы.
Мы долго занимались войной. Кажется, все детали уже известны. Но в 2001 году я в Белграде обнаружил несколько фильмов на украинском и русском языках. Это антисоветская и антиеврейская пропаганда. В Белграде в годы Второй мировой войны были украинские коллаборационисты, которые боролись с партизанами Тито. Организация украинских националистов вела и пропагандистскую работу. Я нашел и афиши. Затем много фильмов я обнаружил и в Германии. В пропаганде принимала участие и эротика: толстый еврейский комиссар насиловал украинских женщин. А потом красивый блондин в немецкой форме убивает его штыком. И украинские девочки обнимают его. И понятно, что будет после. Когда я показывал эту ленту в Киеве, студенты аплодировали в том месте, где немец убивает еврея. И я понял, что фильм хорошо работает.
История советского кино не говорит об этой психологической борьбе на оккупированных территориях. И история немецкого кино тоже. С сентября 1941 года открыли две крупные киностудии: «Остляндфильм» в Риге и «Украинафильм-ЕНПА» на базе студии Довженко. Главный инициатор Альфред Розенберг знал менталитет славянских народов. Гитлер не был согласен с ним, но уважал его знания. Розенберг сказал: надо действовать по принципу divide et impera (разделяй и властвуй. – «АиФ-Волгоград»): с украинцами надо помягче, с русскими и белорусами – тверже. На Украине были антисемитские настроения. И даже были украинцы, которые говорили, что они потомки готов. Украина должна была предоставить рабочую силу и хлеб. Ее должны были германизировать: в планах было переселить туда 20 млн немцев.
Сталинград поставил точку
10 ноября 1941 года в Берлине основали Центральное кинообщество «Восток». Было отделение и в Польше. Министр Геббельс был убежден, что только он знает, какое кино нужно, но Гитлер дал свободу действий Розенбергу. Пропаганда показывала, как остарбайтеры с энтузиазмом едут в Германию.
Есть кошмарная картина «Новая Европа». Стоят палатки: русская, украинская, французская. А в центре стоит власовец. Фашисты, видимо, не понимали, что сняли: вся Европа – это концлагерь.
Для Украины снимали много фильмов, ставили акцент на христианской свободе после большевизма. Но это ужасная ложь. Розенберг писал: «Меч разбивает крест». На экранах показывали, какая замечательная промышленность в Германии, какой порядок, какая гигиена. Добрые немецкие солдаты приносят цивилизацию славянским народам.
Сентиментальность и водка – господствовали такие представления о славянах. Получив бутылку водки, они поют сентиментальные песни. Во время пакта Молотова – Риббентропа у нас сняли экранизацию «Станционного смотрителя» – самая успешная немецкая картина в кинотеатрах оккупированного Киева. Там ничего общего с Пушкиным, зато фильм точно отражает немецкое представление о славянах.
Конечно, находились и слабые люди. В 1942 году у немцев была надежда, поэтому запустили в производство много картин. Однако большую роль сыграла Сталинградская битва. И в 1943 году, когда фильм «Мы едем в Германию» был доснят, его показали в Германии и Франции – в Киеве уже не было смысла. Война пошла на Запад.
Кинокадры решают всё
В 1943 году киевскую киностудию переместили в Луцк, а потом в Германию. Туда взяли все материалы и украинских лаборанток. Нацисты открыли концлагерь для киноработников. В это время Геббельс уже взял все в свои руки. Кстати, это киноучреждение работало в Западном Берлине до 1958 года и закрылось из-за отсутствия финансов. Его работников даже приглашали на Московский кинофестиваль, так как ничего не знали.
Мы должны заниматься историей, чтобы знать, что происходит сегодня. Бывший президент Украины Ющенко называл Степана Бандеру героем, поставил ему памятник. Мы говорим не только о прошлом. Это прошлое имеет свои тени сегодня.
В Киеве ко мне подошел сын режиссера Юрия Ильенко и спросил, как можно купить эти немецкие фильмы, которые я там демонстрировал. Я поинтересовался: «А для чего? Для архива?» Но нет, он хотел их для широкого проката! И то же самое было в Таллине, где для массового показа захотели купить «Красную мглу». Чрево, которое родило фашизм, еще способно рожать. Это я понял в Киеве и Таллине.