На минувшей неделе прокуратура области возбудила уголовное дело по факту загадочной приватизации Привокзальной площади Волгограда.
Ситуация, с которой столкнулись следователи, оказалось парадоксальной: площадь значилась в реестре муниципального имущества, однако по решению суда уже давно принадлежала частному лицу. Сейчас следователи начали распутывать это дело минувших дней. Самое любопытное, что руководителем фирмы – владелицы части Привокзальной площади по документам значилась Ирина Волколупова, жена бывшего прокурора Волгограда, а теперь руководителя Управления Федерального агентства по государственным резервам по ЮФО Евгения Волколупова. Кстати, ее родной брат Михаил Шишенко, работавший помощником депутата Госдумы Василия Галушкина, был застрелен недалеко от волгоградского вокзала в 2001 году.
Следы волгоградских силовиков можно встретить практически повсеместно. Ведь правоохранительные органы всегда играли в жизни нашего региона особую роль. По мнению экспертов, сильному клану силовиков до последнего времени удавалось контролировать и держать в узде организованный криминалитет и влиять на политическую жизнь области. Для одних силовиков Волгоградская область стала стартом в дальнейшей «звёздной» карьере, для других – точкой в профессиональной деятельности.
Точка взлёта
Волгоградская область стала настоящим стартом в карьере растущих звёзд для многих выходцев из наших управлений. Так, тот же самый Евгений Волколупов начинал свою карьеру на прокурорском поприще в 1985 году. Работал на руководящих должностях в прокуратуре Ростовской и Астраханской областей. С 2010 года он возглавляет Управление госрезерва по ЮФО.
В 2010 году до уровня сенатора дослужился и Николай Федоряк. До этого он занимал должность заместителя полпреда Президента в ЮФО. А с декабря 2000 года по 2004-й он возглавлял Волгоградское УФСБ. Запомнился тем, что в конце 2000 года его ведомством была предотвращена попытка террористов совершить диверсии на крупных заводах области. На посту в полпредстве Федоряка сменил ещё один наш силовик – Леонид Беляк, возглавлявший прокуратуру Волгоградской области с 2004-го по 2010 год. На его счету – дела мэра Ищенко, спикера горсовета Карева и начальника ГУВД Цукрука.
В прошлом году солидный пост заместителя директора ФССП получил начальник волгоградских приставов Рустам Степаненко. За шесть лет он вывел наше управление на первое место в России и прославился жестким стилем руководства.
Кроме того, «взлёт» получили многие заместители начальников. УФСИН Ивановской области возглавляет Владислав Никишин, в Ульяновске – Михаил Санкин, в Иркутске – Павел Радченко, в Омске – Николай Папичев. Во главе УФСБ Калмыкии стоит Вячеслав Бугаенко, Дагестана – Андрей Конин, Иркутска – Игорь Ахримеев. Кстати, последние шесть лет Волгоградское УФСБ считалась своеобразной «кузницей руководителей» – более 10 замов последнего начальника чекистов Сергея Кокорина сами возглавили ведомства по всей России. Высоко поднялись и заместители из ГУВД. Так, Сергей Бородулин, бывший начальник ГСУ, стал замначальника СК при МВД России. А Сергей Корнильцев – начальником Управления в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Недавно министром МВД Адыгеи стал и бывший зам по противодействию терроризму Александр Речицкий.
Ушли на пенсию
Не зря говорят: бывших силовиков не бывает. Сегодня практически все бывшие начальники силовых ведомств при деле. Так, Сергей Кокорин, главный чекист с 2004-го по 2012 год, в настоящее время – президент группы компаний, предоставляющей услуги в области безопасности и строительства. Игорь Сизов, бывший начальник УФСИН, державший все зоны региона в ежовых рукавицах с 1994 года по 2008-й, сегодня работает директором по безопасности на «Красном Октябре». Начальник УФСКН с 2003 года Владимир Худой в 2010 году занял пост замгендиректора по корпоративной защите ОАО «Краснодаркрайгаз». Начальник ГУВД с 2002-го по 2006 год Пётр Чипура, покинувший свой пост после внезапного «вертолётного» визита министра МВД в Урюпинск, работал первым замом мэра города Кинель Самарской области. В прошлом году ушёл на пенсию нянчить внуков. Николай Шепель, прокурор Волгоградской области с 2000 по 2004 год, затем был замгенерального прокурора по ЮФО, руководителем Управления Минюста по ЦФО, а затем возглавлял Минюст Краснодарского края. По слухам, сегодня руководит небольшой фирмой в Подмосковье. Бизнесом занялся и предшественник Шепеля – легендарный Вячеслав Шестопалов, вскрывший аферу, в которой были замешаны священники и руководство милиции, за что Герман отлучил его от церкви. Также Шестопалов запомнился тем, что изменил всю идеологию прокурорского реагирования на решения органов власти. Опротестование законов региональной Думы и властей было массовым.
Сегодня Шестопалов – директор турбазы в Среднеахтубинском районе. Турбаза на берегу ерика позиционируется как отдых для вип-персон, с частной охраной, бассейном и рестораном. Ещё одно хобби бывшего прокурора – строительство домов для родственников. Сегодня в Ерзовке – целая улица, которую местные между собой называют «шестопаловка».
Без погон
Однако далеко не всем удалось взлететь из Волгограда вверх по карьерной лестнице или с почётом уйти на пенсию.
Жертвой самого громкого скандала стал Михаил Цукрук, возглавлявший областное ГУВД. Он не смог стать «своим» в клане силовиков и даже стал собирать компромат на руководителей правоохранительных ведомств. За что и поплатился. В 2007 году генерал стал фигурантом уголовного дела. Его обвиняли по пяти эпизодам, в том числе в получении взятки. Однако до суда дошло лишь два пункта обвинения. В 2008-м суд признал Цукрука виновным в том, что он заставлял подчинённых скидываться на ремонт госпиталя, а также в закупке трёх иномарок с нарушением конкурса. Генерала приговорили к двум годам лишения свободы условно и запретил три года занимать руководящие посты. В настоящее время он живёт в Москве и, по некоторым данным, работает помощником первого вице-президента Российских железных дорог.
Его преемник, Евгений Новиков, год исполнявший обязанности начальника ГУВД до назначения Александра Кравченко, в Волгограде ничем особенным не запомнился. Он отличился чуть позже в Москве. В 2010 году, будучи замначальника Департамента охраны общественного порядка МВД, генерал-майор Новиков в состоянии сильного алкогольного опьянения стрелял по охранникам частного предприятия. После этого попытался скрыться на внедорожнике, но был пойман на следующий день. Его принудительно доставили в Следственный комитет, а там он, ссылаясь на болезнь, около 22 часов просидел в туалете, пытаясь высидеть то время, после которого следственные действия запрещены. Но следователям удалось «выкурить» генерала из убежища и за оставшиеся минуты предъявить обвинение. Евгений Новиков получил условный срок и был уволен из органов.
Трагичнее всего завершилась судьба Флорида Салимьянова, начальника ГИБДД в 2006–2007 годах. Старый друг и подчинённый Цукрука был арестован вместе с генералом. Следствие подозревало его в получении взяток. Через неделю после ареста внезапно скончался. Первоначально считалось, что причиной смерти стал сердечный приступ, однако после вскрытия выяснилось, что он погиб от разрыва селезёнки и обильной кровопотери. Несмотря на длительное расследование всех обстоятельств смерти, причина получения таких травм осталось тайной.