Две тысячи урюпинцев участвовали в митинге протеста против разработок месторождения никеля в Новохопёрском районе Воронежской области. Акция проходила в Борисоглебске, по соседству. Всего в ней участвовало 8000 жителей и Воронежского, и Волгоградского регионов.
Слухи и факты
Запасы ценного цветного металла близ Новохопёрска разведаны давно, но ещё в 1977-м правительство запретило разработку медно-никелевых руд и строительство горно-обогатительного комбината на территории расположенного там заповедника. Год назад всё изменилось, конкурс на разведку и добычу выиграл Медногорский медно-серный комбинат в составе Уральской горно-металлургической компании. Она обещала вложить в развитие территории 3,6 млрд. руб., создать новые рабочие места – и администрация Воронежской области встала на её сторону.
В разговоре с корреспондентом «АиФ» – НП» начальник отдела по связям с общественностью администрации Новохопёрского района Надежда Шевелёва слухи о том, что работы уже начались вопреки протестам общественности, не подтвердила. Наоборот, напомнила о протесте, который подаёт в арбитражный суд проигравший конкурс «Норильский никель». Да и геологоразведочных работ ещё не было. Но в Урюпинске успокаиваться не собираются:
– В пятницу представитель Уральской компании был у воронежского губернатора, о чём говорили – не сообщают. А вся эта беда будет в 50 км от нас. Котлован выроют огромный – 6х6х6 км, ископаемых много, поэтому сюда и рвутся, – говорит член общественного движения «Женщины России» Светлана Минаева.
Женщина вспоминает слова, сказанные одной норильчанкой на митинге в Борисоглебске: «Мамой я стала, а бабушкой не буду никогда из-за вредности этого производства». И всё ради того, чтобы отправлять 98% добытого здесь никеля за границу – в стране его запасов и так вполне хватает. Как и страшилок о будущем Хопёрского заповедника. Впрочем, сошлёмся на мнение его старшего научного сотрудника Владимира Давыденко. Даже при прогрессивной гидрометаллургии приходится иметь дело с огромными объёмами отходов. Это кислые воды, загрязнённые солями тяжёлых металлов, неизбежные утечки и другие издержки разработок.
Зонтик от урана
Старший научный сотрудник заповедника напоминает о неизбежной интоксикации никелем и его соединениями, которые ведут к заболеваниям носоглотки и лёгких, злокачественным новообразованиям и аллергическим поражениям.
Председатель Урюпинского отделения Союза советских офицеров Борис Борисенко консультировался с коллегами, окончившими академию химических войск. Они рассказали, что при разработке никеля пострадают люди, звери, растения, водный мир. А здесь текут Ворона и Хопёр.
– Радиус негативного действия может достигать 250 и даже 500 км, в зависимости от розы ветров, – продолжает тему атаман национально-культурной автономии казаков станицы Урюпинской Александр Титов. – В отвалах наряду с никелем залегают сера, свинец, ртуть и уран. Их залежи незначительны и промышленного значения не имеют, а вот с ветром будут разноситься повсюду.
Вредная пыль начнёт выпадать в виде кислотных дождей. Даже при «прогрессивном» методе промывки для добычи тонны никеля требуется 50 кубометров воды, которая будет закисляться в процессе обогащения руды и идти в водоёмы. Поэтому общественники хотят, чтобы правительство их наконец-то услышало и допустило к информационным каналам. Чтобы рассказать правду.