Наконец-то заканчивается зима. Но радость от предстоящей весенней капели очень сильно омрачается тем обстоятельством, что сойдёт снег, и…. И ещё больше будет видна грязь на наших улицах и во дворах. Беленький снежок уже не будет прикрывать кучи мусора и интерьерно оформлять свалки. Мы вновь увидим весь «блеск» коммунального хозяйства Волгограда.
Мы очень часто задаём вопрос: «А кто вообще отвечает за что, чтобы в городе было чисто?». Мы хотим знать фамилию руководителя, название организации, виновных в том, что мы живём в окружении нечистот и мусора. Но когда мы начинаем разбираться, то понимаем, что всё опять упирается в руководство города. Именно администрация Волгограда ответственна за ситуацию вопиющего беспорядка, творящегося в этой сфере. Причём ухудшение работ по уборке города произошло именно в последние годы.
Но вначале разберём проблему на составляющие части. Непосредственно уборкой территории города занимаются управляющие компании. Именно они отвечают за работу дворников, которые должны обеспечить нам чистоту наших дворов и улиц. Работу управляющих компаний контролирует мэрия, обязанностью которой является создание комфортной среды проживания для населения Волгограда. Затем мусор вывозится. И этим уже занимаются другие организации, заключившие договора или напрямую с жителями, или с управляющими компаниями и юридическими лицами. В бытность Романа Гребенникова администрация Волгограда якобы лоббировала в этом вопросе МУП «Автокоммунтранс», активно освещая свою деятельность в данном вопросе. И заканчивается цепочка на предприятиях утилизации отходов – полигонах твёрдых бытовых отходов. Их в Волгограде меньше десятка, оснащены они достаточно плохо, поэтому проблема утилизации также стоит крайне остро.
Отходы – мифы и реальность
На Западе сбор и переработка мусора — прибыльный и очень уважаемый бизнес. Для нас это скорее проблема, давно и прочно зашедшая в тупик. Даже на первоначальном этапе переработка утильсырья требует крупных вложений. Поэтому модернизация городских свалок откладывается до «лучших времён».
Первоначальные вложения в постройку полигона по переработке ТБО (твёрдых бытовых отходов) достаточно велики. В Челябинской области в 2007 году рассматривали проект запуска такого предприятия: для строительства полигона нужно не менее миллиарда рублей.
Кроме того, мусороперерабатывающий бизнес не молниеносен. Минимум пять лет — таков срок окупаемости проектов, построенных на переработке мусора. Да и работа на таких предприятиях – достаточно трудоёмкий процесс, далёкий от поточного и серийного производства.
Перевозка мусора также имеет свою специфику и проблемы. Во-первых, проблема в том, что в России искусственно занижены тарифы на вывоз мусора. Можно сказать, что вывоз мусора россиянам обходится практически бесплатно! «За антенну, которая стоит на крыше дома и не требует ни горючего, ни запчастей, жильцы платят только чуть-чуть меньше, чем за вывоз отходов», — говорят перевозчики. Во-вторых, в городах, и Волгоград в этом случае не является исключением, необоснованно много предприятий, предлагающих услуги по вывозу мусора. Например, в Москве зарегистрировано около 500 легальных компаний. А в Париже с вывозом мусора справляются всего 5–10 игроков! Разгадка же проста: у нас «фирмой» считается ИП, возящий мусор на одном-двух грузовичках. Для вхождения на аналогичный рынок услуг в Европе предъявляются куда более жёсткие требования.
И это самый настоящий миф, что большое количество перевозчиков приведёт к созданию цивилизованного бизнеса в данном сегменте. На практике в погоне за объёмами перевозчики будут грешить снижением цен на услуги, на самом деле выполняя работу ненадлежащим образом или сокращая объёмы услуг. При такой системе мы просто обречены на ржавые контейнеры во дворах, на вонь и отходы, падающие из мусорной машины. У всякой услуги есть реальная цена, от понижения который страдает качество работы.
Гримасы при расчётах…
Самый крупный сегмент рынка — забор мусора у населения. Главный интерес сотрудничества с жилыми домами — большие объёмы. Хотя тарифная ставка здесь всегда ниже, чем у «коммерческого» мусора, зато объёмы его таковы, что позволяют заработать или хотя бы выходить «в ноль».
Но и здесь поджидают подводные камни. У нас в стране нет механизмов расчёта реального количества мусора, производимого жителями. Во-первых, в квартирах реально проживает больше народа, чем прописано. А во-вторых, мусор на площадки жилого фонда подкидывают магазины и офисы, занимающие первые этажи жилых домов. Юрлица заключают фиктивные договора с дутыми компаниями о том, что им честь по чести вывозят мусор. А назавтра их коммерческий мусор валяется как подкидыш на помойке, предназначенной совсем не для них, а для физических лиц — их соседей-обывателей. И тем не менее, несмотря на все эти проблемы, за право вывозить мусор из жилого фонда конкуренты ведут ожесточённую борьбу. Вот и ездят по одному двору по три-четыре мусорных машины от разных компаний, доводя экономическую обоснованность договоров обслуживания до абсурда.
Все вышеперечисленные проблемы для Волгограда – это реалии сегодняшнего дня. Рынок перевозки и утилизации мусора плохо организован, оборудование для организации процесса сбора и переработки мусора сильно отстаёт от современных разработок. Но, несмотря на это, бывший мэр Волгограда страстно настаивает на том, что внимание новой власти к данной проблеме – это попытка уничтожить МУП «Автокоммунтранс».
С больной головы на здоровую
МУП «Автокоммунтранс» в настоящее время находится в крайне тяжёлом экономическом положении. Причина тому кроется в том числе и в недостаточно профессиональном управлении МУПом. В 2010 году, именно при Гребенникове, МУП «Автокоммунтранс» было передано в оперативное руководство городскому департаменту охраны окружающей среды и природопользования. Такое переподчинение нарушило, а порой даже уничтожило складывающиеся десятилетиями производственные связи «Автокоммунтранс». Дальше – больше. Потеряв свой полигон в Тракторозаводском районе, муниципальное предприятие оказалось в крайне тяжелом положении. Однако администрация Волгограда не оказала своевременно необходимую в то время предприятию юридическую помощь, и многие важные судебные решения были приняты не в пользу МУПа. Кроме того, «забота» команды бывшего мэра выражалась в таких странных формах, как проволочки в увеличении уставного капитала, неоказание помощи в получении кредита, затягивание одобрения крупных сделок и многое другое.
Неужели такое «наследство» достойно сохранения? Долги предприятия буквально кричат о предбанкротном состоянии МУПа! Так что ж валить с больной головы на здоровую?
Ищем выход
В настоящее время новое руководство региона активно ищет выход из сложившейся ситуации на рынке предоставления услуг по уборке города, вывозу и утилизации мусора. В рамках реализации долгосрочной муниципальной целевой программы «Чистый Волгоград» на 2012–2018 годы проводится разработка генеральной схемы санитарной очистки города. В проекте будет подготовлен комплекс мер по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.
Сегодня город утопает в грязи, по дорогам скоро сможет передвигаться лишь военная техника. При бывшем мэре были созданы множество нежизнеспособных муниципальных предприятий, которые не работают во благо города, а находятся на грани банкротства. Сейчас от слов наконец-то переходят к делу.
В настоящее время объявлен открытый конкурс по разработке генеральной схемы. И это уже несомненный прорыв. Данный документ позволит развиваться рынку цивилизованных услуг, соблюдая оговоренные правила и регламенты. Разработка данного документа – шаг своевременный и профессиональный.
Мы с надеждой смотрим в будущее и верим, что когда-нибудь наш город всё же войдёт в десятку самых чистых городов России.