Чем ближе подходила дата 2 февраля, тем больше становилось в Волгограде скандалов, связанных с событиями Великой Отечественной. «Сталинград – это бренд, это имя, известное во всем мире», – сказала однажды депутат Госдумы от КПРФ Алевтина Апарина в интервью нашей газете, ратуя за переименование Волгограда. Раз так, почему бы не использовать этот бренд на полную катушку?
Однако когда ООО «Пивовар-Изгаршев» в качестве подарка ветеранам ко дню Победы под Сталинградом выпустило «Тархун», «Саяны» и «Байкал» с изображениями генералиссимуса, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского на этикетках, волгоградские коммунисты выступили против. «Сегодня Сталин на лимонаде, а завтра на пиве?».
Алевтина Апарина обратилась к прокурору области с просьбой проверить законность размещения портретов исторических личностей на продукции ради рекламного хода. Как пояснил «АиФ» – НП» пресс-секретарь депутата Госдумы Алевтины Апариной Сергей Мазанов, поводом для разбирательства стали многочисленные обращения и жалобы в обком КПРФ от участников Сталинградской битвы и других ветеранов ВОВ. Фронтовики, шедшие в бой со словами «За Родину, за Сталина!», посчитали акцию пивоваренного завода кощунственной и аморальной.
«На мой взгляд, использование портретов великих людей в подобных акциях недопустимо и противоречит любым моральным нормам, – заявила Алевтина Апарина. – Хотелось бы напомнить, что и Президент, и Председатель Правительства России много раз заявляли о необходимости воспитывать у молодёжи патриотические чувства, любовь к Родине. Я сомневаюсь, что они имели в виду размещение фотоизображений великих полководцев на бутылках».
На вопрос «АиФ» – НП», почему никакого возмущения не высказывалось, когда та же компания запустила в производство квас «Александр Невский» (не менее великий полководец), Сергей Мазанов пояснил: «Просто ветеранов Ледового побоища не осталось. К тому же Александр Невский, в отличие от Иосифа Сталина, никогда не был членом КПРФ».
Фигура Иосифа Виссарионовича, кстати, для многих ветеранов ВОВ совсем неоднозначна. Для кого-то он до сих пор отец народов, а у кого-то родные отцы погибли в сталинских лагерях. Однако никто не говорил о кощунстве, когда на Мамаевом кургане появился музей им. Сталина и кабачок «Сталинград». Получается, одним можно использовать «святое имя» как бренд, а другим нельзя? Ресторанчик «Старый Сталинград» работает и в ЦУМе. Там разносит блюда официант в пионерском галстуке. А строчки меню звучат, как песня: «Суп немецкий», «Салат генеральский», «Любимое блюдо Штирлица» и «Крылья Советов» (куриные крылышки в медово-горчичном соусе). Коктейли тоже радуют: наряду с популярными «Реаниматором» и «Лоботомией» в приливе патриотизма можно испробовать «Су-24» или «Последнюю пулю».
А в нескольких метрах от этого кабачка – многострадальный музей «Память» с экспозицией, посвящённой пленению фельдмаршала Паулюса. В минувший четверг судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда отменила решение нижестоящей инстанции о признании здания ЦУМа госсобственностью и направила дело на новое рассмотрение. Говорят, у нынешних собственников магазина есть на руках документы, свидетельствующие: старый универмаг, в котором пленили Паулюса, уничтожен в 1943-м, а новое здание, построенное на том же месте, мол, не имеет к этой истории отношения. Фронтовики посчитали себя оскорблёнными и уже написали письмо Президенту России. «Сегодня живы четыре ветерана, которые были участниками тех событий. Вчера одному из них исполнился 91 год. Они возмущены тем, что собственники ЦУМа в угоду своим интересам искажают исторические факты», – сказала в интервью волгоградским СМИ бывший директор благотворительного фонда «Вахта Памяти» Лариса Зайченко.
Наверное, пора уже на законодательном уровне определить: что является кощунством, а что увековечением памяти. А то ведь и Родину-мать могут заставить рекламировать прокладки.