Примерное время чтения: 6 минут
65

Волгоградские власти ищут пути избежания долговой ямы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Нижнее Поволжье 06/06/2012
Фото: Александра МИХАЙЛОВА

Темой обсуждения на совместном заседании областной думы и регионального правительства стало социально-экономическое развитие области за последние пять лет.

По инициативе губернатора Сергея Боженова власть решила открыто заявить о наличии финансового кризиса в регионе, чтобы выработать эффективную антикризисную программу развития и наметить дальнейшие «точки роста». 

В работе совещания приняли участие губернатор Сергей Боженов, депутаты Волгоградской областной думы, члены правительства Волгоградской области, руководители региональной контрольно-счётной палаты и управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.

Точки роста

Как сообщил председатель думского комитета по бюджету, налогам и сборам Владимир Попов, в регионе сложилась кризисная ситуация, которая особенно видна на фоне других субъектов Федерации. Это касается таких серьёзных направлений, как привлечение инвестиций, строительство жилья и состояние дорожной сети. Так, по словам Владимира Попова, в Волгоградской области твёрдое покрытие имеют только 64% дорог, тогда как в большинстве остальных регионов – более 85%. 

Министр финансов Волгоградской области Марат Абдулхалыков представил наглядную картину исполнения областного бюджета за прошедшие пять лет. Одна из её характерных черт – ежегодное значительное увеличение расходной части казны при невысоких темпах роста доходов. Такая ситуация ведёт к увеличению дефицита бюджета и росту госдолга. 

В области назрела необходимость кардинально поменять подходы к формированию главного финансового документа региона. И, прежде всего, к его расходной части. В основе планирования должен лежать программно-целевой метод. В этой связи предлагается сверстать бюджет 2013 года бездефицитным, при этом структура расходов должна соответствовать среднероссийским показателям. Эта задача для региона вполне выполнимая, особенно с учётом прогнозируемого в 2013 году роста собственных налоговых и неналоговых доходов, которые обеспечат казне поступления порядка 46 млрд. рублей. 

Председатель Волгоградской областной думы Владимир Ефимов в своём выступлении подчеркнул, что сегодня более 60% расходов бюджета составляют социальные статьи, причём зачастую неоправданные. «Не секрет, что существует категория социальных иждивенцев, которые живут неплохо, а пользуются социальными льготами по полной программе. Думаю, что об этом надо говорить честно. Адресность исключит это в будущем», – сказал Владимир Ефимов.

– Сегодня надо серьёзно задумываться над увеличением в бюджете региона доли его инвестиционной составляющей, то есть бюджета развития, – подчеркнул губернатор Сергей Боженов. – Промышленный и экономический потенциал Волгоградской области это позволяет. Главная задача – определение точек роста, которые могли бы придать новый импульс для его раскрытия и использования в качестве дополнительных доходных источников.

Недосказанность – исключить!

– Нам необходим бюджет развития. Надо помочь частным инвесторам вкладывать средства в развитие региона. Необходимо, чтобы отрасли уже сейчас «втянулись» в расходы текущего года. Социальные расходы следует проанализировать. Думаю, надо не просто выделять бюджетные средства тому или иному учреждению, а стимулировать их улучшать качество своих услуг, разработать программу, которая подтолкнула бы их на эффективную трату средств, – отметил кандидат экономических наук Карен Туманянц. – Наш государственный долг постоянно растёт. На начало этого года он превысил 15 миллиардов рублей. А ведь долги рано или поздно надо отдавать да еще с процентами. Бюджет региона должен стать бездефицитным. Это решение назрело давно. Нельзя тратить больше, чем получать. Мы сползаем в долговую яму. Необходимо принимать непопулярные решения. Конечно, в бюджете есть много неэффективных расходов, отказ от которых для нас, жителей, пройдёт незаметно. Но где-то придётся резать по живому. Это надо делать уже сейчас. Принимать решение по каждой статье расходов.

– Любой государственный орган должен работать на перспективу, думать о далеко идущих последствиях, а не ограничиваться пятью годами пребывания у власти, – уверен декан факультета дополнительного образования Волгоградского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент Игорь Тушканов. – В соответствии с Конституцией РФ наше государство должно быть социально ориентированным. Региональный бюджет – не исключение. Но необходимо правильно расставить акценты. Во-первых, необходима адресность помощи, во-вторых, надо предоставлять не льготы в чистом виде, а способствовать тому, чтобы та или иная категория населения, которая нуждается в помощи, могла реализовать свои возможности. Например, льготные кредиты на жильё сегодня весьма условны. Власть могла бы приобретать жильё за счёт собственных средств и сдавать его молодой семье по рыночной стоимости, чтобы не было соблазна зарабатывать на субаренде, но с возможностью постепенного выкупа при желании.

Лоббисты как благо

По словам члена Клуба экспертов Волгограда, политолога Сергея Вовченко, «бюджет развития — вещь хорошая и нужная в Волгоградской области, где все последние годы рост расходной части опережал доходную. Еще я бы посоветовал руководителям региона учесть, а по возможности исправить ошибки своих предшественников в части предоставления необоснованных льгот по налогам для крупных предприятий. Однажды такой налоговый подарок уже «влетел» областному бюджету в 7 млрд. рублей. Полагаю, что те компании, которые неплохо зарабатывают на волгоградских недрах, в состоянии решать свои проблемы самостоятельно, а не за счёт скудной казны региона. Я вообще убеждён, что Россия рано или поздно последует примеру Венесуэлы, Аргентины и ряда других стран – экспортёров полезных ископаемых, которые проводят политику национализации крупных предприятий добывающего сектора».

– Частные инвестиции охотнее идут туда, где развито бюджетное инвестирование, где активно работает частно-государственное партнёрство в реализации сложных проектов. Бюджет региона сейчас не в состоянии потянуть крупные проекты, но на условиях софинансирования с бюджетом федеральным – вполне, – считает политолог, руководитель экспертно-политической сети «Politrus.com» Виталий Арьков. – Для этого у области должны появиться сильные лоббисты в Кремле. Понятно, что в один момент они не возникнут, но это не значит, что не стоит вести работу в этом направлении. Мне очень импонирует стремление губернатора Сергея Боженова и главы регионального правительства Константина Храмова переориентировать областную казну с «проедания» на развитие – тогда и федеральный центр охотнее будет идти на участие в предлагаемых Волгоградской областью инвестпроектах.

Однако я бы предостерёг экономистов областного правительства и региональных законодателей от слепого урезания финансирования социальных статей бюджета. Да, ряд статей сомнительны с точки зрения здравого ума и понятна ошибочность попытки властей умиротворить население различными льготами и пособиями, которые подчас смешны в реальном денежном эквиваленте. Разумно было бы разъяснить людям всю будущую выгоду от принятия столь непростого решения. Недосказанность одних всегда порождает недопонимание и протест у других.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах