После того как Романа Гребенникова отрешили от должности мэра Волгограда, он только усилил свои позиции в рейтинге самых популярных политиков региона. Будучи независимым экспертом, он стал главным проводником идеи возвращения Волгограду прямых выборов градоначальника. Всегда и везде утверждал, что только народ должен иметь право выбирать себе власть.
Не так давно Гребенников получил назначение в команде губернатора Сергея Боженова. В ранге первого вице-премьера ему доверили курировать огромный блок вопросов, среди которых – внутренняя политика, подготовка к проведению чемпионата мира по футболу, дороги. Снизится ли рейтинг популярности известного политика среди волгоградцев после его очередного восхождения на вершины власти? Об этом мы поговорили с Романом Гребенниковым.
Не хвалить, а критиковать
– Роман Георгиевич, сегодня вы человек, представляющий власть. Накладывает ли это обстоятельство отпечаток на независимость ваших суждений?
– В любом случае свои оценки я даю прежде всего как человек, а не как чиновник или политик. Хотя, безусловно, наличие должности накладывает отпечаток на мои слова. Если я был раньше волен в своих действиях, то теперь должен помнить, что работаю в команде. И с учётом того, что ряд управленческих решений зависит и от направлений, которые сейчас веду я, не хотелось бы, чтобы слова опережали дело. Вице-премьер должен сначала сделать, а потом сказать. Поэтому некая большая сдержанность в моих оценках и высказываниях присутствует.
– Как сами считаете, статус чиновника добавит вам очков или, наоборот, приведёт к снижению популярности среди волгоградцев?
– Знаете, я не гонюсь за подсчётом баллов и очков. Не собираюсь даже оценивать эти вещи. Возможно, и убавит. Ведь власть принято критиковать, а не хвалить. Думаю, что это правильно, чтобы держать её постоянно в тонусе. Кроме того, все рейтинги – вторичны. Дело первично. Если я на своём посту докажу свою способность выполнять поставленные задачи, то и рейтинги будут неплохие.
Только делом можно доказать свою состоятельность. Чиновники не публичные политики, которые стремятся к проведению выборной кампании!
– Вы набрали немало баллов в рейтинге популярности среди населения, всё это время отстаивая для Волгограда право возвращения всенародных выборов мэра. Не поменяли мнение?
– И сейчас так считаю, что Волгограду нужен избранный мэр. Любая власть, берущая на себя смелость и наглость принимать решение за народ, обречена на гибель. И не надо обвинять людей в том, что они ошибутся в выборе. В том-то и суть демократии, к которой мы так стремимся. Люди делают ошибки, потом сами же их исправляют. Они сделают выводы на следующих выборах. Но этот путь проб и ошибок должны пройти сами горожане. И я всегда был противником того, чтобы забирать у людей право выбирать свою власть.
Вопрос сегодня лишь в сроках – немедленно ли надо возвращать выборы или позже. Ответ на этот вопрос зависит от готовности к этому шагу городской власти, желания депутатов городской думы и наличия соответствующей общественно-политической обстановки.
Региональная власть навязывать свои правила игры и вмешиваться намеренно в этот процесс, повторяя ошибки предшественников, не будет. Когда-то за одну ночь в 1961 году власти переименовали Сталинград в Волгоград. И это был политический волюнтаризм. Приблизительно то же сделала команда Бровко, отменив выборы мэра Волгограда. Но обратно вернуть историю таким же вероломным способом сегодня невозможно. Это решение должно созреть в умах волгоградцев.
Возможно, будущий созыв депутатов будет этому процессу способствовать.
Курс на позитив
– Какие задачу-минимум и задачу-максимум перед собой ставите на данном отрезке своего пути?
– Не оцениваю эти показатели по тактике и стратегии. Не хочу забегать далеко. Отмечу лишь, что задача одна – приложить максимум усилий, работая в команде губернатора Боженова, для того, чтобы регион по различным направлениям развития получил позитивный импульс. Из полудепрессивной территории наконец превратился в регион, динамично развивающийся. Можно сколь угодно негативно отправлять «шпильки» в адрес губернатора, но не видеть положительных изменений в области нечестно и нелепо.
– Что, на ваш взгляд, удалось достигнуть Сергею Боженову за 500 дней его губернаторства?
– Я имел опыт общения с губернатором Иваном Петровичем Шабуниным, Николаем Максютой, к несчастью для себя, увидел работу Анатолия Бровко. Поэтому достаточно трезво могу оценивать разные этапы развития региона. Считаю, что региональная власть, правительство выбрало в целом абсолютно правильный курс. Какие подвижки могу наблюдать?
Будучи мэром, я даже подумать не мог, когда доживу до момента, что не Волгоград, а сам регион будет оплачивать подготовку проекта 3-й Продольной магистрали, южной её части, протяжённостью 38 километров. Важность этого вопроса переоценить трудно – транзит убивает наши дороги, а появление кольцевой дороги – важный этап. И если раньше мечта о том, чтобы убедить губернаторов взяться за совместное проектирование, была сказочна и несбыточна, то сегодня она обрела реальные очертания. И мы это уже делаем! К концу года проект будет готов.
К декабрю будет сдан путепровод на Гумрак. Это будет качественный объект. В этом году регион приступит к проектированию нулевой рокадной дороги, а это 6,7 км от Красного Октября с выходом на Иркутскую в Ворошиловском районе. Эти трассы надо было прокладывать 15-20 лет назад, а вот получилось только сейчас. При таком успешном лоббировании региональной властью этих программ не сомневаюсь, что мы сделаем всё возможное для освоения не только региональных бюджетов, но и получим федеральные средства. Такие глобальные проекты в одиночку не осилить!
– Не получится ли так, что губернатор с правительством будет уделять львиную долю времени и выделения средств областному центру в ущерб сельским районам?
– Ни в коем случае. Здесь расчёт прост. Волгоград является экономическим локомотивом для развития всего региона в целом. Если оставлять всё как есть, то всё останется по-прежнему. Сплошная депрессия. Это всё равно, что взять замечательную, сытую корову, замучить ее до такой степени, что она подняться с земли не может – а потом требовать от неё молока и сметаны. Ещё при этом и толкать её пытаются, чтобы она бежала.
Так же и с Волгоградом. У него есть «точки роста», и их надо использовать, чтобы развивать регион в целом.
– Когда вас пригласили в команду губернатора, видели ли вы «минусы» в его работе?
– Кто не работает, тот не совершает ошибок. Важно, чтобы мы сами их видели и пытались исправлять. Уверен, что за первые 500 дней достигнуты позитивные изменения, в том числе и в кадровой политике. Все разговоры о том, что разные люди, собранные вместе в правительстве, не сработаются, ничего у них не получится, остались позади. А тот факт, то многие в команде имеют здоровые амбиции – чего же в этом плохого. Здоровое честолюбие – двигатель позитивных изменений. Ещё несколько лет назад в областной администрации добрая половина вип-персон шаркала по паркету. Было стыдно, когда один вице-губернатор храпел на выступлениях губернатора. Сейчас спящих на коллегии или заседаниях я, слава богу, не наблюдаю.
– В сфере ваших интересов – подготовка чемпионата мира по футболу. Скептики утверждают, что город не успеет подготовиться к чемпионату и право проводить матчи перейдёт к Краснодару. Такое возможно?
– Заметьте, что все активные разговоры о том, что мы не успеем, канули в Лету. Потому что мы идём в графике достаточно активной подготовительной фазы. На следующей неделе состоятся встречи на уровне градостроительного совета, чтобы подготовиться к принятию первого этапа проектирования. От первого этапа до сдачи объекта в эксплуатацию должно пройти не более 900 дней. Уверен, что это срок, в который мы обязательно уложимся. Так что что право проводить матчи в Волгограде мы никому не отдадим! Мы его заслужили по праву.
Кроме того, параллельно будем вести речь о реконструкции стадионов «Зенит» и «Трактор».
Соперники – не враги
– Мэром Волгограда вы строили команду под себя, сейчас работаете в команде губернатора. В чём отличие?
– В условиях единоначалия, когда рулишь подобранной тобой же командой, у тебя более высокие риски. Вице-премьерство же предполагает более широкий охват сфер, которые я курирую, а значит, и ответственности. Учусь работать в команде. Считаю, что человек, где бы он ни работал, всегда приобретает бесценный и полезный опыт для того, чтобы двигаться вперед. Независимо, в каком качестве – рулевого или капитана.
– Вы теперь в одной команде и с Василием Галушкиным, и Роландом Хериановым. На прошлых выборах мэра они проиграли вам в выборах мэра. А сегодня вы не чувствуете себя соперниками?
– Соперники – это не враги. Так что ничего трагичного в этом не вижу. Уверен, что мы достаточно профессиональные люди, чтобы работать слаженно в единой команде на достижение общего результата.
– После отстранения от должности мэра Волгограда вы перестали быть единороссом. Вы предпочитаете оставаться беспартийным? Получали ли предложение восстановить членство в «Единой России»?
– Сейчас отсутствие у меня партбилета «ЕР» не препятствует выполнению моих обязанностей, хотя я и курирую вопросы внутренней политики, а в части координации деятельности Общероссийского Народного Фронта даже способствует. Я действительно участвую в праймериз по выборам в гордуму, которые проводит «Единая Россия» от общественников из ОНФ. На многих площадках по общегородскому списку даже побеждаю. У нас есть достаточно много общественных организаций и структур, которые поддерживают партию власти, но не являются её членами. И это нормальные партнёрские отношения.
Как дальше будет складываться моя партийная судьба, жизнь покажет.