Примерное время чтения: 5 минут
431

Особое значение. Как создается Социальный кодекс Волгоградской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Нижнее Поволжье №46 11/11/2015
Екатерина Саенко / АиФ

Идёт работа над созданием Социального кодекса области. 

Новый документ призван совершенствовать систему оказания социальной помощи населению. Такую задачу поставил президент страны перед органами госвласти.

Персонально для каждого

Главные особенности будущего Социального кодекса - адресность в получении тех или иных видов социальной поддержки. Формированием регионального кодекса сегодня занимается рабочая группа из Общественной палаты региона, областных депутатов, областной контрольно-счётной палаты и специалистов по социальному обеспечению. С принятием этого документа рядовому жителю области станет намного проще разобраться, на какую социальную поддержку он вправе рассчитывать. Выиграет и законодатель: ему в свою очередь станет легче ориентироваться в вопросах социальной направленности. 

«Назначение и смысл Социального кодекса области в том, чтобы сделать систему соцобеспечения понятной и прозрачной при  распределении миллиардов рублей бюджетных средств, направленных на социальную поддержку и помощь», - объясняет Станислав Коротков, заместитель председателя Волгоградской областной думы. 

Разработчики документа напоминают: система социальной помощи населению в стране не корректировалась десятилетиями, у действующей модели - множество изъянов и недостатков, которые уже невозможно убрать с помощью «косметических», редакционных мер. Льготы формировались хаотично - одна нередко дублировала другую, число льгот увеличивали с каждым годом без учёта их эффективности и финансовых возможностей самого бюджета. 

Для тех, кто нуждается

Вот конкретный пример, иллюстрирующий острую необходимость пересмотра всей системы финансового соц­обеспечения. По данным контрольно-счётной палаты РФ, на социальную сферу сегодня тратится до 60 процентов бюджетных отчислений всех уровней. При этом эффективность направляемых вложений часто оказывается невысокой. В то же время на многие другие важнейшие статьи расходов, включая транспортное обслуживание, капитальное строительство, поддержку инновационной промышленности, малого бизнеса, денег у бюджета остаётся недостаточно. 

«В системе соцподдержки есть такое ключевое понятие - нуждаемость, то есть степень необходимости именно данной льготы для данного получателя, - рассказывает Игорь Дьяченко, председатель контрольно-счётной палаты Волгоградской области. - Так вот, сегодня, после глубокого анализа, стало очевидным, что такой важный признак, как нуждаемость, у нас имеет только треть представленных в регионе видов соцподдержки. Получается, что ежегодно из всего объёма средств, которые идут на выплату мер соцподдержки, по крайней мере 2,2 млрд рублей расходуются неэффективно. Эти средства можно было бы направить туда, где они более востребованы». Указанную сумму планируется перераспределить в областном бюджете 2016 года таким образом, чтобы высвобожденные средства направить на увеличение размера социальной помощи особенно нуждающимся в ней гражданам. 

Ещё одна задача нового кодекса - сделать социальную помощь по-настоящему справедливой. Потенциальных получателей тех или иных социальных льгот планируется в обязательной степени проверять на условия проживания, наличие дорогостоящего имущества, реальный размер заработной платы, следовательно, на степень реальной нуждаемости в мерах господдержки. Разработчики кодекса высказываются категорически против формальных выплат, фактически ничем не улучшающих материальные условия получателей.

«Вызывают недоумение такие действующие меры соцподдержки, как выплата в размере 150 - 180 рублей в квартал, - считает Светлана Емельянова, председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Волгоградской области. - Наше общее мнение: любые выплаты не должны быть формальными, они должны получить чёткую адресную направленность, а некоторые соцуслуги и соцвыплаты необходимо кардинально пересмотреть и укрупнить».  

Подсчитано: общее число получателей обязательных мер социальной поддержки в нашем регионе составляет 1 млн 23 тыс. 190 человек, дополнительных - 955 тыс. 892 человека. Расчётная потребность бюджета в ассигнованиях на эти цели - 59 млрд 62 млн рублей и 40 млрд руб. соответственно.

Капитал увеличат 

Под перераспределением средств вовсе не стоит понимать их полное изъятие из «социалки». Сергей Булгаков, депутат Волгоградской областной думы, сопредседатель рабочей группы по подготовке проекта Социального кодекса, приводит в этой связи такой яркий пример: «Возьмём конкретно родительский региональный материнский капитал, - рассказывает законодатель. - Сейчас его размер составляет чуть больше сорока тысяч рублей. Мы сегодня предлагаем увеличить размер этой выплаты более чем в два раза - до ста тысяч рублей. С учётом действительной значимости данного вида выплаты».  К слову, у регионального Социального кодекса, как обещают разработчики, будут и свои безусловные отличия от аналогичных документов других субъектов страны. К примеру, в нём будет заметно расширен перечень получателей социального контракта. Сейчас данная мера региональной поддержки используется только в отношении сельских жителей для развития личных подсобных хозяйств. 

В первом чтении региональные законодатели планируют рассмотреть проект Социального кодекса в середине ноября. Его принятие будет тесно взаимосвязано с бюджетом региона следующего года. В окончательном виде Социальный кодекс Волгоградской области должен быть готов до конца 2015 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах