В конце года принято подводить итоги работы всех сфер промышленности, но на этот раз они неутешительны. регион показал отрицательный рост промышленного производства.
В чём причина промышленного кризиса? Об этом беседуем с экспертом в сфере промышленной и финансовой политики Вадимом НОВИКОВЫМ.
Неблагоприятный фон
- В чём, на ваш взгляд, причины спада в промышленности региона?
- Некоторые эксперты объясняют провалы в этой сфере неэффективными действиями собственников. Но есть моменты, которые от менеджеров и собственников предприятий не зависят. В первую очередь это законодательный фон региона. Он у нас неблагоприятный, это очевидно. По итогам 2013 года, когда не было ещё ни экономических санкций, ни падений цен на нефть, на которые у нас сегодня модно списывать все трудности, промышленный сектор области показал нулевой прирост по основополагающему показателю - индексу промышленного производства. По итогам восьми месяцев 2014 года мы сработали ниже нуля - показатель упал на 0,6%. А по итогам всего года падение может оказаться ещё больше.
- Разве кризис промышленности не повсеместное явление?
- Давайте заглянем к ближайшим соседям. Согласно официальным данным Росстата за восемь месяцев 2014 года прирост промышленного производства в Ростовской области составлял плюс 7,1%, в Саратовской - плюс 3,1%, в Астраханской - плюс 0,6%. Мы на фоне соседних регионов - аутсайдеры. А снижение экономического роста - это недополученные налоги, низкие зарплаты, сворачивание социальных программ, падение потребительского спроса и реального уровня жизни.
Льготы на ветер
- Значит, областным властям пора принимать экстренные меры?
- Я проштудировал все региональные документы по этому поводу. В 2013 году правительство региона заключило с субъектами промышленного бизнеса порядка 70 договоров о социальном партнёрстве. В этих договорах, которые, к слову, не являются обязательными к исполнению, власть всего лишь мягко «просит» промышленников наращивать объёмы производства, увеличивать налоговые отчисления и повышать зарплаты сотрудникам. И при этом в размытой форме обещает этому способствовать, создавать «условия».
- Может, у власти есть и другие методы стимулирования промышленности?
- В нашем регионе действуют так называемые налоговые льготы для отдельных промышленных компаний и предприятий. Но это тоже путь в никуда. Например, один из регионов - лидеров по количеству налоговых льгот - Пермский край. Каждый год он показывает нулевой экономический рост. На деле налоговая льгота – это недополученные налоговые поступления в бюджет. И всё. При этом нет никакой гарантии, что за счёт льготы предприятие что-либо дополнительно произведёт.
Универсальный рецепт
- Значит, наши власти не знают, как грамотно сотрудничать с промышленным бизнесом?
- Скорее не хотят знать. Например, мало кто сегодня помнит, за счёт чего в СССР обеспечивался рост ВВП. Тогда прибыль заводов и фабрик вкладывалась в развитие производства. Но в условиях рынка только собственник решает, куда девать прибыль. Вот и покупает яхты да футбольные или баскетбольные клубы. Можно использовать и опыт других регионов. Например, в Нижегородской области с 2003 года внедрили налоговое стимулирование промышленности за счёт снижения ставок налога на имущество и налога на прибыль. Но чтобы войти в такой налоговый коридор, предприятие должно соблюсти ряд условий, в том числе вложение прибыли в производство. И за последние пять лет Нижний Новгород вырвался в лидеры по объёмам производства.
- Это и есть универсальный рецепт для активизации промышленности?
- Это тот принцип, который неизменно срабатывает - налоги не должны душить производство, они должны его стимулировать. Нечто подобное в нашей области было использовано в 1997 - 2006 годах, когда создавались зоны экономического развития. Их участники в обмен на «обнуление» налоговых ставок должны были 50% прибыли вкладывать в производство. На «Красном Октябре», который вошёл в зону в 1998 году, рост производства увеличился к 2006 году в девять раз! Так мы спасли ныне процветающее ЦКБ «Титан», другие промышленные флагманы. Именно наш областной закон 1997 года лёг в основу Федерального закона «Об особых экономических зонах». Такие зоны потом создавались во многих субъектах. А у нас в регионе программу свернули.
Экстренные меры
- Нашу промышленность ещё можно спасти?
- Полгода назад я обратился к главе региона с предложениями. Совместно с академиком РАЕН Ларисой Шаховской мы вывели универсальную формулу снижения налогового бремени, позволяющую увеличить доход в казну от всех категорий предприятий. Считаю, что индивидуальные льготы, которые сейчас предоставляются «избранным» организациям, противоречат Налоговому кодексу РФ и малоэффективны. Я также предложил восстановить областной закон о зонах экономического развития. Должной реакции на моё обращение нет. Но сделать всё это нужно незамедлительно, пока мы не загнали промышленный бизнес в угол.