Опасные улицы
На прошлой неделе депутаты – члены комитета по городскому хозяйству Волгоградской городской думы под председательством Ирины Соловьёвой провели внеплановое заседание. Причиной послужило письмо из городского УГИБДД – милиция обратила внимание народных избранников на то, что из-за плохого состояния дорог в Волгограде увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий.
Чтобы разобраться в этой наболевшей проблеме и получить ответы на множество накопившихся вопросов, депутаты пригласили на заседание комитета руководителей всех профильных городских департаментов: финансов, здравоохранения, городского хозяйства, а также глав районов и вице-мэра Сергея Соколова. Впрочем, последний на заседание комитета не пришел.
В письме УГИБДД УВД Волгограда были обозначены весьма серьёзные цифры: из почти тысячи ДТП, произошедших на территории города с начала года, причиной трёхсот стало именно неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. Волгоградские дороги забрали жизни более 50 человек и отправили на больничные койки около 400.
Обеспокоенность представителей УВД связана с тем, что по сравнению с прошлым годом рост аварийности на дорога по причине их неудовлетворительного состояния составил 6%. Сотрудники правоохранительных органов акцентировали на этом внимание гордумы и предложили народным избранникам и чиновникам провести совместный рейд и своими глазами посмотреть, в каком состоянии находятся улицы города.
В заседании приняли участие и представители районных администраций, выступившие с докладами о состоянии дел по ремонту дорожного полотна на местах. Каждый из выступавших отметил, что денег на обеспечение безопасности дорожного движения катастрофически не хватает уже сейчас.
На снег денег нет
О том, что ситуацию можно назвать критической, сообщил начальник управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства мэрии Волгограда Сергей Таций.
– В 2008 году РосдорНИИ исследовал дороги Волгограда и составил проекты текущего содержания уличной сети, – сообщил Таций. – Чтобы содержать городские улицы в нормальном состоянии, оказалось, что восьми районам города требуется всего 1 миллиард 100 тысяч рублей в год.
Между тем в бюджете 2009 года на городские дороги было заложено только… 380 миллионов рублей. А после секвестирования городской казны эта строка расходов была урезана и вовсе до 130 миллионов. К примеру, если в среднем на уличное хозяйство в идеале требуется больше 5 рублей на квадратный метр дороги, то в реальности ему достанется всего 1,5 рубля. Как на такую сумму можно ремонтировать, убирать, делать разметку и вешать новые знаки и содержать светофоры?
– Так что если в этом году будет ещё и снежная зима, на улицах Волгограда могут возникнуть очень серьёзные проблемы, – считает Сергей Таций. – Будут либо убираться только центральные улицы, либо занимающиеся уборкой МУПы просто обанкротятся – платить им будет нечем. При этом какая-либо другая служба по выполнению этих работ в муниципалитете отсутствует.
Курс на разрушение
В бюджете следующего, 2010 года на дороги города-героя мэрией планируется заложить порядка 260 миллионов. По оценке специалистов, эти деньги позволят содержать только крупные транспортные артерии города и то «в посредственном состоянии». При этом в бюджете-2010 не нашлось средств ни на ремонт внутриквартальных дорог, в ямы которых проваливаются даже грузовики, ни на ощебенение улиц городских посёлков, по которым не всегда могут проехать и «скорые» с «пожарными».
Между тем ещё в ноябре прошлого года прокуратура г. Волгограда вынесла представление на имя главы Волгограда Р. Г. Гребенникова об исполнении муниципальных целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения в городе. В тот же период соответствующее письмо с требованием обратить внимание на выделение достаточного количества бюджетных средств для обеспечения безопасности дорожного движения поступило и на имя председателя Волгоградской городской думы.
Но это письмо на рассмотрение комитета по городскому хозяйству почему-то направлено не было… Кроме того, в мэрии уже накопилось значительное число предписаний от ГИБДД на установку знаков дорожного движения, требующих порядка полумиллиона рублей.
На сегодняшний день, по данным управления автомобильных дорог администрации Волгограда, капитального ремонта требуют 75 процентов дорог общего пользования и 80 процентов внутриквартальных дорог, 60 процентов улиц частного сектора нуждается в ощебенении.
А ещё серьёзные опасения у дорожников вызывает состояние путепроводов на площади Возрождения и Комсомольской. Капитального ремонта требует и пешеходный переход на Баррикадах.
Что мешает качеству?
Между тем у депутатов к дорожникам возникли и дополнительные вопросы. Например, Фёдор Литвиненко обратил внимание на недопустимое положение дел с ливневой канализацией. Особо был выделен вопрос о многолетних завалах и котлованах, образовавшихся в результате ремонта подземных коммуникаций. Эти «дыры» уже неоднократно становились причинами несчастных случаев. С 2006 по 2009 год «копались» исчезнувшие коммунальные операторы ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ». Сейчас «роют» другие... В общем, проблем в дорожной сфере немало.
Именно забота об их решении заставила депутатов достаточно твёрдо отозваться о непонятной им политике уменьшения финансирования на содержание дорог, проводимой администрацией города. Депутаты уверены, что урезать и без того скудное содержание дорог никак нельзя. Надо найти иные пути решения проблемы. Скажем, оптимизировать расходы на содержание аппарата горадминистрации, расходы на освещение в муниципальных СМИ деятельности мэрии, бюджетную статью «прочие расходы», которая составляет немалую сумму, и т.д.
Председатель комитета по городскому хозяйству Ирина Соловьёва отметила, что в настоящее время отсутствие единого отраслевого централизованного управления в дорожной деятельности приводит к неисполнению принципов, заложенных в федеральном законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
– Отсутствие единой, установленной, централизованной системы управления в дорожной деятельности в Волгограде не позволяет ликвидировать правовой вакуум. В результате сегодня, например, мы не имеем прежде всего нормативов на содержание дорог, – подытожила заседание Ирина Соловьёва. – Одной из основных проблем также является отсутствие правовых актов об установлении полос отвода и придорожных полос.
Не определено самое главное – круг ответственных структур управления, предел их компетенции и ответственности. Очень много подобных вопросов надо незамедлительно решать. Например, до сих пор автомобильные дороги общего пользования не зарегистрированы на праве собственности ни за одним органом власти муниципального образования Волгограда.
А то, что касается ФЗ «О безопасности дорожного движения», то он возлагает на органы местного самоуправления принятие соответствующих мер, направленных на соблюдение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также на защиту интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Поэтому наш комитет вносит администрации Волгограда предложения в части увеличения в бюджете на 2010 год финансирования на содержание и капремонт дорог Волгограда согласно реально необходимым для этих целей расчётам.