Декабрь - это месяц предновогодних корпоративов и …пищевых отравлений. По статистике ежегодно в регионе в декабре да ещё в летний период количество отравившихся возрастает на 30 - 50%.
И если летом всё понятно: жара, продукты портятся быстрее, сами клиенты кафе забывают мыть руки перед едой, то декабрь - это время лёгкой наживы для владельцев заведения. Ради количества клиентов они забывают о качестве предоставляемых услуг.
Доказать непросто
Для Татьяны СТРЕЛЬЦОВОЙ, владелицы салона красоты из Волгограда, праздник с коллегами в любимом заведении закончился срочной госпитализацией.
«В это кафе я всегда ходила на бизнес-ланч. Знала, что готовят неплохо, цены вполне умеренные, - вспоминает Татьяна. - Мы едва успели сесть за стол, красивые и нарядные, съесть салат, как мне стало плохо. Скрутило живот так, что я заплакала от боли. Меня отвезли домой, а потом пришлось вызывать «скорую».
Поставив женщину на ноги, медики сделали заключение: она отравилась яйцом. В салате, которым потчевали работниц салона красоты, яйца были. Но варёное яйцо женщина съела и на обед с лапшой. Поэтому доказать, что отравилась именно на корпоративе в кафе, она не смогла.
«К сожалению, как показывает практика, отсудить компенсацию у заведения очень сложно. Особенно, если речь идёт о разовом, а не о массовом отравлении. Попался какой-то один испорченный продукт, проверка его уже не найдёт, вот и докажи потом, что не твоя домашняя каша плохая, - комментирует Максим ТЕТЕРИН, юрист. - Из 20 подавших иск суд выигрывает лишь один истец. У нас сфера обслуживания не на таком уровне, как на Западе, где за пылинку на краю тарелки перед вами будут извиняться и подарят бесплатное посещение до конца жизни».
Однако и в случае массового отравления не всегда удаётся в полной мере наказать виновных. В декабре 2011 года после декабрьского застолья в одном из популярных заведений Ворошиловского района Волгограда в больницу попали шесть человек. Нагрянула проверка. В ресторане были взяты пробы готовых продуктов на кухне, а также смывы с рук работников кухни. Специалисты Роспотребнадзора выявили грубые нарушения всех мыслимых норм: от отсутствия моек, до кишечной палочки. Санкнижки имелись только у шести из 13 работников кухни. Работа заведения была приостановлена всего на месяц. А потом двери открылись снова. Никаких компенсаций отравившимся добиться не удалось.
Есть или не есть?
В топ-5 самых опасных продуктов входят мясо, рыба, салаты, молочное и сладости. То есть практически основа меню любого среднестатистического общепита. Впрочем, опасность поджидает нас не только в кафе и ресторанах. Отравиться можно, и купив роллы навынос.
Весной этого года прокуратура и полиция вплотную занялись точками продажи блюд японской кухни. Проверочная закупка прошла в Красноармейском, Кировском, Советском, Дзержинском и Тракторозаводском районах Волгограда.
«Согласно протоколу испытаний в 13 торговых точках используемые в приготовлении суши (роллов) продукты питания не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и являются опасными для жизни и здоровья потребителя», - уточнили в пресс-службе полиции региона. Опять-таки провинившиеся «точки» закрыли лишь на время.
«Плановые проверки по закону мы проводим раз в три года. За 9 месяцев этого года таких было 100. Внеплановые проверки мы проводим на основании жалоб граждан. Их было 179. Если к нам поступает жалоба - мы немедленно реагируем», - комментирует Валентина КИРЬЯКУЛОВА, начальник отдела надзора по гигиене питания Роспотребнадзора по Волгоградской области.
Сделать наш общепит безопасным и качественным мы можем лишь совместно. Потребитель должен знать свои права и отстаивать их.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Задёшево не купишь хорошего
Эдуард ПАНИН, президент НП «Ассоциация клубов, ресторанов, баров и кафе Волгограда и области»:
- Люди хотят поесть качественно, вкусно за копейки. Это невозможно. На всякое блюдо есть средняя цена, и если где-то она очень низкая, стоит насторожиться. Нельзя представить себе дешёвый «мерседес»! Кроме того, в Волгограде сильно хромает система обслуживания. Из-за низкого среднего чека зарплата у официантов и поваров небольшая, поэтому и отношение складывается к работе как к однодневке, перевалочному пункту.
Ещё одна проблема - неправильная классификация заведений. «Кафе» или «ресторанами» их называют сами владельцы, а не эксперты. Поэтому у нас запросто может работать ресторан, который по всем показателям едва тянет на закусочную.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Будем меняться
Светлана КРЫЛКОВА, начальник департамента развития торговли министерства промышленности и торговли Волгоградской области:
- Качество услуг общественного питания не всегда соответствует действующему законодательству, потребители жалуются на качество реализуемой продукции, культуру обслуживания, уровень сервиса, нарушение санитарных норм и правил. Необходимость в расширении инфраструктуры предприятий общественного питания, модернизации и улучшении качества услуг и приведении их к уровню международного стандарта возникла давно. К чемпионату миру по футболу-2018 мы разработаем ряд мер. Они будут касаться не только преображения облика предприятий, но повышения качества оказываемых услуг. Эту работу мы будем вести совместно с предпринимателями.
ПОЗИЦИЯ САЙГИНА
Едим дома!
В Волгограде очень много дешёвых заведений, где блюда не соответствуют элементарным стандартам. Например, соус в салате должен лежать с краю или сверху, а не быть перемешанным, как зачастую бывает. В таком блюде сложно определись свежесть продуктов, их запах. За уверенностью в качестве блюд люди идут в места так называемого премиум-класса. И сталкиваются там с другой проблемой: астрономическая цена не соответствует качеству. За те деньги, которое стоит блюдо, оно должно быть шедевром поварского искусства. Допустим, за качественный стейк, красная цена которому 500 - 600 рублей, приходится платить вдвое больше. Поэтому, если хотите безопасно поесть за нормальные деньги, готовьте дома!
Александр САЙГИН, блогер
СПРАВКА
Куда жаловаться
Не занимайтесь самолечением при пищевом отравлении, а сразу отправляйтесь к врачу или вызывайте «скорую» на дом. Это поможет заручиться доказательствами для дальнейшего разбирательства. Вам выдадут выписку из больничной карты (при амбулаторном лечении) или эпикриз (при стационарном).
Далее отправляйтесь в тот самый ресторан или кафе, где вас угостили отравой, чтобы оформить претензию на имя директора. Свои слова подкрепите ксерокопией заключения врача. Укажите, какую сумму компенсации вы считаете справедливой. Если реакции - ноль, следующая инстанция - Роспотребнадзор. Жалобу стоит отправить по адресу: 400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, 10б, строение 2. Телефон «горячей линии» 24-36-30. Если после внеплановой проверки вскроются нарушения, можете смело идти в суд. К заявлению также приложите меддокументы и кассовые чеки (счёт) из ресторана или кафе, чеки на приобретение лекарств.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Кто нас кормит?
Всего в регионе 2000 заведений общепита.
Из них: 43 ресторана, 313 кафе, 993 закусочные, 103 столовые, 346 прочих предприятий: клубов, гриль-баров и т. д. Ровно половина находится в областном центре – Волгограде.
По данным Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области