В «Большом московском цирке зверей» считают, что цирк не должен быть похож на шоу. Световые и музыкальные эффекты не должны отвлекать от главного: от уникальности трюков и профессионализма циркачей, доведённого до совершенства.
Животные пародируют людей
– Цирковое искусство уникально тем, что оно подходит людям абсолютно всех возрастов, – уверена Юлия Филатова, художественный руководитель цирковой программы. – Если ребёнок, пусть даже совсем ещё малыш, адекватно относится к шумовым эффектам, резкой смене светового фона, то цирк, безусловно, произведёт на него самое положительное впечатление. У нас в спектакле задействовано очень много животных – леопарды, медведи, пони, попугаи, питоны, собаки, обезьяны… Разножанровые номера найдут своих почитателей и среди уже опытной публики – чего только стоит номер Карлагиных, в котором пятилетний мальчик работает вместе с папой эквилибр и танцует степ. Для любителей острых ощущений – известный аттракцион канатоходцев Волжанских, которые только недавно вернулись победителями с международного фестиваля циркового искусства.
Мы держим марку нашего классического цирка – это не шоу, несмотря на использование современных эффектов в свете и музыке. Это тот самый цирк, который заразил людей в середине ХХ века: в программе собраны династийные номера Клыковых, Филатовых, Зловских, Волжанских и Карлагиных. Это некая дань памяти знаменитым людям, которые открыли миру российский цирк и покорили его уже навсегда. Принципиальное отличие классического цирка – это первенство «мистера Трюка». Идея всего спектакля как раз и состоит в том, что наши животные пародируют людей. А клоун Батон, работающий с репризами старого доброго цирка, переделанными на современный лад, поднимет настроение абсолютно всем зрителям даже в самую хмурую погоду.
Не вольер, а дом
– Существует мнение, что животные в цирке страдают, так вот я категорически с этим не согласна. Мы берём в цирк зверей, рождённых в неволе в третьем поколении – самостоятельно на воле они жить уже не смогут. Вот пример. У нас большая группа попугаев – 13 птиц. Летом они живут в вольерах на улице. И вот во время кормления на гастролях в южном городе две молодые, ещё не до конца прирученные птицы, улетели. Нам звонили жители, мол, видели ваших пернатых в вороньих стаях. Им было чем питаться самостоятельно – фрукты висели на городских деревьях, через три дня они вернулись. Я бы даже сказала, закрыли за собой дверь! Три дня свободного существования им хватило, чтобы понять: именно вольер – их дом. Конечно, рождённые на воле должны оставаться на свободе, но в естественных условиях выживают сильнейшие. В цирке же уход за животными идёт 24 часа в сутки: мы с ними спим, едим из одной миски, лечим, разговариваем. Маленькие детёныши растут с нашими же детьми под одной крышей. У нас в квартире побывали все звери, участвующие в программе. Кроме пони, потому что просто не влезли. До последних дней «пенсионеры» остаются с нами, даже если неспособны уже в силу возраста выходить на арену. Свою жизнь они отдают цирку и, прежде всего, зрителю. Заставить животное сделать трюк невозможно, а если получилось, оно обязательно найдёт возможность отомстить. Поэтому дрессировщик – это всегда суперпрофессионал, который знает абсолютно всё о животном. Самые же неподкупные, обаятельные, интересные по своей психологии – леопарды, но любимчиков мы не имеем права выделять: животные, как и люди, очень ревнивы!