В городе-спутнике Волгограда Волжском назревает «краеведческий скандал». Автор исследований истории села Безродного, ученый-краевед Тамара Башлыкова, обнаружила свои идеи в чужом «раскрученном» проекте.
«Почему у меня никто не спросил?!»
«Я просмотрела все публикации в СМИ и сюжеты на местных телеканалах – там с идеей воссоздания села Безродного творится что-то невообразимое. Некий проект историко-архитектурного музея под открытым небом «Село Безродное» презентуют в Сочи в составе общенационального центра «Победа», берут интервью у студентки-дипломницы. Но ведь великая масса исследований по Безродному на основе архивных данных, по возможной реконструкции фрагмента этого села принадлежали именно мне! И об этом – молчок!».
По словам Тамары Афанасьевны, ещё три года назад она направила на имя тогдашнего главы Волжского Игоря Воронина развёрнутую концепцию развития туризма на территории и в окрестностях городского округа Волжский. Предложения краеведа были разноплановые – от создания специализированной управленческой структуры по туризму до реконструкции знаменитых «Безродненских пещер» – подземных катакомб-укрытий секты хлыстов-раскольников. Одним из пунктов предложения Тамары Башлыковой было и возможное воссоздание одного из фрагментов старинного приволжского села, которое когда-то находилось на месте современного Волжского. Власти никак не отреагировали на проектные предложения учёной. И вот теперь Башлыкова с изумлением читает в федеральных СМИ и в Интернете о своих идеях без единой ссылки на свои изыскания. Неужели плагиат?
«Ладно бы мои идеи развили до лучшего состояния, но я вижу пока больше профанации моего проекта, – обижена Башлыкова. – Если на месте бывшего Безродного соорудят какой-то коммерческий городок из русских изб «а-ля рюс» с ресторациями да сувенирными лавками, толку от этого не будет никакого. Искушенному туристу такие этногородки-новоделы не слишком интересны», – убеждена специалист.
О ненависти к червям
Впервые историей исчезнувшего с карты Поволжья села Тамара Афанасьевна заинтересовалась в советские времена, когда работала научным сотрудником в штате музея истории города Волжского. «В свои лучшие времена село Безродное было разбросано тремя большими участками – там, где сегодня находится Волжская картинная галерея, остров Зелёный и балка Осадная в районе современного речпорта, – рассказывает Башлыкова. – А вообще история села началась в начале XVIII века. Император Пётр I во время Азовских походов обратил внимание, что в верхнем течении Ахтубы растёт огромное число тутовых деревьев». Мысль государя-реформатора сработала, как всегда, чётко: если в российских степях прекрасно себя чувствует тутовник и его знаменитый вредитель – тутовый шелкопряд, зачем нам закупать шелк в Китае?! Свой разведём! Сказано – сделано. По всей Нижней Волге отловили несколько сот беглых крестьян, не первый год странствующих от места к месту, безродных, и приписали их к созданному Ахтубинскому шелковому заводу. «В менталитете нашего народа возиться с какими-то червяками, коконами тутового шелкопряда считалось чем-то крайне унизительным, – поясняет Башлыкова. – Крестьяне казённого шелкового завода постоянно ерепенились, отказывались от повинности прясть шелковые нити. В итоге шелководство на Ахтубе фактически заглохло полтораста лет назад. Хотя по архивным данным, ещё в середине XIX столетия ахтубинский шелк из Безродного завоевал высшую медаль на сельскохозяйственной выставке в Париже, был признан даже качественнее китайского!
«Есть множество версий, почему некогда богатое и зажиточное село прекратило своё существование, – поясняет краевед. – Село подкосила Гражданская война, а затем новое административное деление – райцентром стало соседнее село Средняя Ахтуба, вся активная жизнь перебазировалась туда. Первые гидростроители Волжского застали годы заката Безродного, ставшего неперспективным».
Утечка информации
Башлыковой до сих пор непонятно, почему, когда на уровне администрации Волжского шло официальное обсуждение проекта, никто не спросил у неё экспертного мнения. «Тамара Афанасьевна, не беспокойтесь, в администрации города ещё никакие проекты по Безродному официально не обсуждались, – заверила по телефону и.о. руководителя Волжского управления по архитектуре Алена Махаева. – В прессу и на телевидение произошла «утечка» неофициальных дискуссий в учебной среде. Ваше участие в обсуждении будет непременно востребовано»…
«Тогда что за проект через голову администрации Волжского региональная власть возила в Сочи?! – волнуется Башлыкова. – Может, там от исторической достоверности ничего и не осталось?».
Авторов много не бывает?
Некоторое время назад в Интернет-СМИ запестрели сообщения о том, что в Волжском может появиться историко-этнографический музей под открытым небом «Село Безродное».
Как сообщили в пресс-службе администрации Волжского, проект музея под открытым небом «Безродное» – дипломная работа выпускницы Волгоградского архитектурно-строительного университета Татьяны Богачевой, постаравшейся воссоздать по архивным документам подлинную планировку трёх улиц канувшего в Лету села.
Предполагается, что музей-заповедник станет частью глобального проекта Национального центра «Победа», представленного Волгоградской областью на международном инвестиционном форуме «Сочи-2010».
Государственный бюджет комплексного проекта «Победа» – 400 миллиардов рублей. Миллиард двести из этой суммы может перепасть и на возвращение из небытия села Безродного.
КСТАТИ
Доцент ВГАСУ, руководитель дипломного проекта Татьяны Богачевой Сергей Сена не видит в претензиях Башлыковой ничего сверхординарного. «Я не думаю, что мы нарушили чьи-то авторские притязания на идею воссоздания Безродного для историко-познавательного туризма, – полагает Сена. – Эта идея всегда лежала на поверхности. И беда Башлыковой, если у неё есть какие-то глубокие проработки, что она зарылась в свою повседневную работу и бросила собственные проекты на произвол судьбы. Зайдите в Интернет, почему там ничего нет про этого краеведа и её изыскания?».