В стойлах вздрагивают от мух кони. Не те заморенные, в дурацких султанах, что за сотню рубликов возят детей по городским паркам, а породистые, скаковые. Мальчишки, перебирающие седла, говорят о них с гордостью и нежностью. Именно кони оторвали их от компьютера. Именно они подарили им восторг.
Прокатиться до Москвы
Пацаны уверяют меня, как обделяют себя игроманы у мониторов: там действует только зрение, а верхом на коне – все шесть органов чувств, включая чувство гравитации. И радость победы тоже не виртуальная: команда суровикинских всадников только что с «золотом» вернулась из Подмосковья с общероссийских соревнований по конному спорту. Самым юным чемпионом России стал шестилетний Гриша Коновалов.
– С конём он, как с ложкой управляется, – доволен организатор скаковой школы Владимир Букин. – Может стоя верхом на галопе или вертушку сделать.
За последние годы команда проехала всю Сибирь, трижды выступала на международных выставках – и всюду занимала первые места. Сейчас собираются в Ставрополь на День города, будут удивлять кубанцев своей юношеской удалью, лихостью и озорством.
Вокруг чемпионов вьются десятки суровикинских пацанов. Только дай команду «По коням!» – мигом в сёдла взлетят.
Тягу к скаковому искусству начал прививать ребятам казак Александр Щеглов. Администрация дала ему небольшую должность по этой части, успехи юных всадников заметили не только в области, и Щеглова пригласили на работу в Чувашию. За ним рванула вся команда.
– Ребятам пришлось поступать в школу в Чебоксарах, но родители решили, что лучше уж так, чем здесь болтаться без дела, – вспоминает заместитель главы администрации Суровикинского района Анатолий Дьяченко.
Контракт был на два года, затем все вернулись на родину. Тогда конную секцию решили финансировать из местной казны. Миллион в год для дотационного района – ощутимая сумма, зато ребята выступали во всех суровикинских станицах и хуторах. При жёстком графике поездок по России. Спонсором стал местный элеватор, но проблем меньше не стало.
– Не хватает всего, – признаёт зам. главы администрации. – Начать с того, что лошади стоят в коровнике на бетоне.
Корпус коровника остался ещё от совхоза, правда, уже в разгар перестройки какой-то рационализатор бездумно залил цементным раствором вместе с проходами и стойла.
– Лошади от этого всю зиму болеют, лечим за свой счёт, – говорит тренер Александр Щеглов. – А полы должны быть деревянные или из асфальта.
В администрации признают, что нужен ипподром. Под него даже место отвели, а толку? Вот это сглаженное скрепером поле, рядом навес для зрителей, и больше ничего.
– Там нужно поставить два модульных манежа и «бочку» для выездки коней, здесь должна быть полоса препятствий для троеборья и конкура, – с азартом показывает Букин и тут же гаснет: – А денег никто не даёт.
Жеребцы в коровнике
Тренер Щеглов всё равно видит на горизонте даже не ипподром, а областной центр джигитовки. Будет, где готовить ребят для олимпийских видов спорта. Россия и сейчас в них выступает, но почему-то все места у неё – в хвосте. Щеглов уверен: всё изменится, если область поможет создать этот комплекс в Суровикино. Заодно появится возможность создать команду поло. Чтобы организовать этот прибыльный аристократический вид спорта, не хватает малого – скакового манежа, чтобы заниматься круглый год.
Пока же в коровнике даже освещения нет, осенью и зимой сено задают впотьмах. Казаки говорят, что обошли в районе все инстанции, а разрешения на три лампочки так и не добились.
– Старается помочь только глава районной администрации Иван Шульц. Он даст команду, а дальше всё глохнет. Саботаж какой-то, – злится Букин.
Председатель совета депутатов, атаман юрта Григорий Локтионов не стал выгораживать ни себя, ни комитет по делам казачества обладминистрации:
– Выделили команде 30 тысяч на амуницию, но это крохи. Ребята в постоянных разъездах, нужны спальные мешки, палатки. Только на форму уйдёт 10 тысяч, не считая сапог. Всё ж от пота быстро изнашивается.
Старший консультант областного комитета по делам казачества Андрей Мельников терпеливо объясняет, что 30 тысяч рублей – это не мало, а справедливо. Потому что всего на казачьи детско-юношеские спортивные клубы выделили 150 тысяч, а клубов в регионе – пять.
– Кроме того, в августе на совете атаманов принято решение о поддержке конно-спортивных казачьих клубов, – продолжает Мельников. – Суровикинцы получат ещё 50 тысяч рублей.
На эти деньги ипподром не построить, новых скакунов не купить – даже на конезаводах по цене мяса, и уж точно центра джигитовки не создать. Вот и остаётся суровикинским всадникам снова и снова проявлять чудеса казачьей джигитовки, как всегда, на голом энтузиазме.