Недавно открытое древнее святилище огнепоклонников на Дону у станицы Трехостровской с некоторых пор пользуется небывалой популярностью у туристов и паломников со всей европейской России.
Укротитель «Кировцев»
К неприметному с виду степному рву в виде идеального круга со всех сторон сбегаются накатанные дороги. В эту промозглую пору здесь никого. Во рву в пожелтевшей стерне сиротливо виднеется брошенная кем-то из «паломников» пластиковая бутылка, но внутри круга всё находится в первозданной чистоте. Говорят, когда в советские времена все окрестные холмистые пространства были под пашнями, решили распахать и этот целинный круг с загадочным рвом посреди поля. Пригнали мощные «Кировцы» с плугами, но трактора неожиданно заглохли на въезде в круг. И отказывались подавать признаки жизни, пока их не развернули и не отогнали подальше.
Краевед и киносценарист Юрий Войтов рассказывает, что волгоградские биофизики зафиксировали этим летом в центре круга мощный поток восходящей энергии. «Она здесь прёт такая, хоть руками пробуй на ощупь, – с этими словами мой проводник привычным движением воздевает руки к небу, затем открывает ладони параллельно хмурому небесному своду. – Это древнее приветствие богу солнца Ра. Попробуйте теперь свести ладони вместе. Чувствуете покалывание рук? Я убеждён: здесь находится энергетический центр всего Придонья, а может, и всей Восточной Европы! На протяжении пятисот лет – три-две с половиной тысячи лет назад здесь поклонялись не только огню, но и всем стихиям. Возможно, здесь справляли службу проарии – древние предки всех славян или русов».
По словам Войтова, диаметр святилища в поперечнике – двести метров – превосходит все подобные «места силы» в разных частях света. Например, британский Стоунхендж меньше по радиусу здешнего храмового «собрата» в 1,5 раза. Когда в середине 90-х святилище стали раскапывать археологи из Волгоградского университета, быстро наткнулись на многометровый слой спёка – смеси отвердевшей золы, глины, непрогоревшего древесного угля и более твёрдых пород вроде меловых плит и щебня.
«Подобный спёк, – поясняет Юрий Войтов, – не мог образоваться в обычном пусть даже очень гигантском костре. Температура его образования – несколько тысяч градусов, как в промышленных печах. Как древние жрецы умудрялись достигать подобных температур в храмовом огне – до их пор малопонятно».
И мебель двигается
«Последнее время, – рассказывает мне сотрудник природного парка «Донской» Павел Орлов, – к донскому святилищу наблюдается настоящее паломничество. Одни туристы настойчиво и дотошно теребят экскурсоводов природного парка, другие устраивают внутри древнего круга свои самодеятельные ритуалы».
Павел Михайлович показывает мне аккуратно выложенные в центре огромного круга спирали из камней. Камни разложили в причудливом узоре намеренно. Публика уподобляется древним жрецам и жрицам – зажигает «жертвенные костерки» и водит по сложной спирали глубокомысленные хороводы – напитывается мощной храмовой энергией. Где храм, там и новые огнепоклонники.
«А ещё экскурсанты такие камешки спёка увозят с собой, растаскивают по домам, чтобы сбывались сокровенные желания», – с этими словами Орлов поднимает с земли твёрдый пористый кусочек. Говорят, камни тоже здесь как мощные концентраторы энергии. Потом, правда, многие привозят камни обратно. Потому как мебель и утварь по квартире начинает буквально «летать».
Среди местных жителей столетиями ходят легенды о странных звуках и блуждающих огнях, которые загораются по ночам среди пустынной холмистой степи. Этим летом туристы и рыбаки видели в ночи со стороны святилища поднимающийся в небо сноп синеватого света, а в воздухе безо всякого дождя и грозы вдруг явственно запахло озоном.
О «донском Стоунхендже» уже снято несколько научно-популярных фильмов, в том числе и сотрудниками британского популярного телеканала. Уж британцев-то с их кельтскими и друидскими «объектами» подобными языческими чудесами не удивишь. Правда, как именно заработать на стремительно растущем паломническом потоке, распорядитель этой части Задонья – бюджетный природный парк «Донской» – пока не знает.