Детская мечта откопать сокровище заканчивается мыслью, что в жизни скорее потеряешь, чем найдёшь. Однако в Волгограде есть даже клуб кладоискателей, где и в зрелые годы продолжают щупать землю в поисках ценностей.
Руководителем считается Александр Бурцев, посвятивший корреспондента «АиФ» – НП» в тайны этого дела.
Чёртовым пальцем в небо
Всё началось в шестом классе, когда Саша выменял у одного пацана рыцарскую кольчугу для головы и шеи. Доспех быстро ушёл в другие руки, а страсть к древностям осталась. Её было чем питать: в те девяностые годы кладов было хоть отбавляй – чуть копни, сразу найдёшь каску или патрон.
Но самая большая удача ждала в Урюпинске: разбирая отцовский сарай, нашли пузырёк с широким горлышком, а в нём – три десятка серебряных полтинников. Распалившись, перекопали всё вокруг, но больше ничего не было. Лишь чувство азарта, и оно оказалось дороже монет.
В своём дворе Бурцев встретил такого же непоседу Юрия Рыжова. Стали вместе ездить по области. Как и рыбаки, кладоискатели видят друг друга даже за горизонтом. К Бурцеву и Рыжову прибились такие же романтики, стало их в неформальном клубе шесть человек.
А вообще тех, кто ищет спрятанные ценности, в области сотни. Собираться кучей нет смысла, на поиски обычно выезжают по трое. Возраст самый разный – от 20 лет до 70. Объединяют авантюризм и любовь к природе, а не жажда наживы. Председатель клуба приводит свежий пример:
– Недавно ездили в окрестности Михайловки. В оба конца 400 км, еды взяли на пару суток, пиво, бензин – пришлось скинуться по тысяче. Нашли по пять-шесть монет времён Николая II, каждая стоит рублей 30. Вот и считайте: потратили три тысячи, а привезли на 450 рублей. Продать эту медь невозможно, всё остаётся в коллекциях.
Бурцев подводит меня к найденным сокровищам. Всё разложено по полочкам: вот обломок окаменевшего дерева – хозяин надеется, что ему миллион лет. Рядом зуб древней лошади и чёртов палец – останки древнейшего моллюска. Гораздо больше наконечников стрел и копий, топоров и более поздних средств истребления себе подобных. Всё это найдено на необъятных просторах нашей области, которую кладоискатели видят во всей красе.
Встречали здесь глухаря и розовых фламинго, косуль и дрофу. Хотя глазеть по сторонам некогда, даже рыбалка идёт на скорую руку. Ведь то машина сломается, тащишь её до мастерской десятки километров, то застрянут на бездорожье.
Один раз оказались в степи, температура упала до минус десяти, вода в котелках замёрзла, палатка обледенела. В тот день ничего не нашли, грелись у костра.
Пляжи серебра
Зато в последнее время доходным местом стали пляжи. Вот что рассказал мне член клуба Александр Алёшин:
– За два месяца в этом году я набрал 400 грамм серебра. Лидером находок стали колечки «Спаси и сохрани!». На втором месте – крестики, бижутерия и цепочки.
В основном всё это встречается в воде на метровой глубине, поэтому без гидрокостюма не обойтись. Недавно Алёшин начал нырять с аквалангом. Дальше от берега находок меньше, зато нет конкурентов.
Крупные находки случаются редко, просто мечта об этом остаётся навсегда. Солнцем сияет легенда о двух конях из чистого золота, стоявших у входа в столицу Золотой Орды. Один будто бы зарыли в могилу вместе с умершим ханом Мамаем, другой степные коссаки отбили у монголов и бросили в реку. Так что обе статуи где-то в наших краях, и это не даёт покоя кладоискателям.
Тем более настоящие сокровища нет-нет да и всплывут. В 2007 году близ станицы Качалинской Иловлинского района вырыли котёл с предметами конского снаряжения из позолоченной бронзы, серебра, стекла и камня. Вот такое послание в XXI век от древних сарматов.
Серьёзными находками ознаменовалась нынешняя осень – Цимлянское водохранилище сильно обмелело, обнажились места старых станиц и хуторов, где нашли сразу четыре клада. Самый крупный – шесть килограммов медных царских монет. Так что ищите, вдруг повезёт.