537

Историк Ричард Данакари: «У нас строят не государство, а Вавилонскую башню»

АиФ-Нижнее Поволжье №44 30/10/2013

Волгоградец по месту жительства, дагестанец по национальности, профессор Ричард ДАНАКАРИ многие годы исследует вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений. Вместе с историком и философом мы попытались найти ответ на вопрос, что делать с радикально настроенной молодёжью.

Лазейка для сепаратистов

- В СССР мы вроде были единым народом. Но едва советская империя начала «шататься», многие представители этого «народа» погрязли в братоубийственной резне. Выходит, единая нация - миф?

- Население бывшего СССР было весьма пёстрым по своему социально-культурному уровню. В крупных городах можно было видеть весьма прогрессивную модель межнационального взаимоотношения, в то время как на окраинах государства и в национальных республиках национальное самосознание было чуть ли не средневековым. Поэтому, едва грянула перестройка, мы получили проблемы повсюду - в Прибалтике, Узбекистане, Азербайджане и т.д. Я до конца 80-х годов прошлого столетия жил с семьёй и родственниками в Габалинском районе бывшей Азербайджанской ССР. Весь разрушительный потенциал так называемого национально-освободительного возрождения, которое очень стремительно переросло в натуральный сепаратизм и экстремизм, мне довелось наблюдать собственными глазами. Я видел, какой животной ненавистью к якобы «чужакам» могут быть заряжены такие привлекательные внешне идеи, как «национальные фронты», «суверенитеты» и так далее.

- Почему процесс разрушения был таким стремительным?

- В какой-то мере виноваты провалы советской национальной политики брежневских времён. Перед страной перестали ставить глобальные и понятные задачи вроде освоения целины, подъёма сельского хозяйства. Вместо этого на официальном уровне пошло чудовищное лицемерие. Принималась масштабная продовольственная программа, а полки магазинов оставались пустыми. Говорилось о том, что всё должно быть во благо и во имя человека, а миллионы людей жили на копейки и не видели перед собой социальных перспектив.

В сегодняшней России схожая ситуация. Любой личный кризис человека, его бытовая, социальная, финансовая неустроенность - это та лазейка, при помощи которой в сознание людей проникают радикальные разрушительные взгляды и убеждения.

О вреде толерантности

- Что нового появилось в национальной политике?

- С одной стороны, власти приняли к реализации концепцию «2020», в которой декларирован курс на постепенное образование российской нации, однако сегодня мы не имеем общих ценностей и целей. Государство строит официальный диалог с отдельно взятыми диаспорами, общинами, национально-культурными организациями и говорит, что это и есть зерно национальной политики. Но, извините, любой эксперт скажет: это первый этап к изоляционизму, затем, возможно, и сепаратизму.

Мы должны научиться ценить и уважать культуру каждого из народов России без акцентов на самобытность отдельно взятых диаспор. Но пока у нас строится не единое многонациональное государство, а «Вавилонская башня». Государство ослабляется изнутри.

- А что насчёт толерантности?

- Сегодня она толкуется вульгарно: «тебя бьют, оскорбляют, унижают» социально и культурно незрелые представители иной нации, а ты молчи и терпи, иначе ты «не толерантен», то есть преступник. Такой подход - бомба замедленного действия.

- Возьмём недавний теракт в Волгограде. Молодая женщина, будущая смертница, долгое время жила в Москве, общалась с коллегами иных религиозных и социальных взглядов и накопила внутри столько ненависти. Почему?

- Есть опасные религиозные течения вроде сулафизма, ваххабизма. Если мы оставляем наших граждан на произвол судьбы, то мы даём карт-бланш этим течениям. В ход идут специальные техники квазирелигиозного зомбирования, психопрограммирования, внушения. Я часто бываю в Дагестане. Страшно смотреть на молодых людей, которые вернулись из той же Саудовской Аравии. Они твердят, как роботы, что мы не так живём, что всех неверных лучше уничтожать. Вытаскивать молодых из этого внутреннего ада - это дело узких специалистов. Ну а дело нашего общества - создавать такие условия развития молодёжи, чтобы им не хотелось даже смотреть в сторону подобных доктрин. У нас не должно быть национально-конфессиональных различий в работе, быту, общественной жизни. Иначе получается глобальная разрушительная «гордыня» на почве «я - дагестанец, а ты нет» или «я - русский, ты не русский». Подчёркивание национальных различий - это путь к краху многонационального общества.

ДОСЬЕ

Ричард Арами Данакари родился в 1955 году в бывшей Азербайджанской ССР. Окончил Уральский госуниверситет в Свердловске. Преподавал философию и историю в ВолГАУ, ВолГУ, сегодня работает на кафедре истории и теории политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал).

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах