Наше издание продолжает серию публикаций дискуссионного характера про новый имидж нашего региона.
Сегодняшний наш собеседник – доцент кафедры культурологии Московского педуниверситета, культуролог Андрей Лисицкий.
Культура и бизнес – не антагонисты
«АиФ»: – Андрей Викторович, вы являетесь руководителем «Школы библиотечного лидерства». Разве столь консервативной среде, как библиотечное дело, нужны современные креативные идеи и лидеры?
Андрей Лисицкий: – Нужны, и ещё как. Недостаток финансовых ресурсов в культуре пополнить гораздо проще, нежели дефицит свежих идей, но самое главное – дефицит активных талантливых лидеров и новаторов. Иначе получится замкнутый круг. Люди перестанут ходить в библиотеки, поскольку «есть Интернет», библиотеки перестанут развиваться, поскольку заметно уменьшается поток читателей, нет свежих идей, подходов и новых технологий.
«АиФ»: – Можно ли разорвать этот круг?
А.Л.: – На наш взгляд, это возможно, если привлечь в библиотеку или найти внутри сообщества новых людей с яркими лидерскими задатками, научить их современным проектным технологиям, работе с другими людьми и ресурсами, создать из них партнёрскую сеть. И речь идёт не только о нашей школе и не только о библиотеках. К примеру, в нашем Волгограде через подобные инновационные образовательные технологии прошли некоторые местные деятели культуры, чья инновационная деятельность теперь на устах у всего города – та же Татьяна Гафар и Наталья Леонтьева. Вообще, я считаю, противопоставлять между собой современные технологии ведения бизнеса и культуру просто-таки глупо, опрометчиво. Без базовых элементов бизнеса, экономических инноваций сфера культуры не выживет. В противном случае культура так и останется вечным пасынком, вечно жалующаяся непонятно кому на недостаток денег. С другой стороны – культура может предложить для бизнеса неожиданные, нестандартные и яркие ходы.
Нестандартные поводы лежат под ногами!
«АиФ»: – Каковы мы, волгоградцы, в глазах остальных россиян?
А.Л.: – На нашем «круглом столе» известный эксперт Николай Прянишников привёл тематический срез федеральных публикаций о Волгоградской области. Настораживает, по мнению эксперта, то, что значительная часть федерального информационного потока о Волгоградском регионе имеет вид либо глубокого официоза – информаций с совещаний, заседаний, награждений, либо, другая крайность, откровенно криминальных историй. А вот позитивных историй, зарисовок о жизни наших земляков до обидного мало. Подобное явление имиджмейкеры называют серым информационным потоком. Даже майский визит в регион главы государства в глазах общероссийского обывателя выглядел достаточно шаблонной новостью. У жителей других регионов может возникнуть ощущение, что наш регион – провинция, мало что из себя представляющая в ресурсном и событийном плане. В наше время самое опасное – прослыть территорией-середнячком, где мало чего происходит. В такое болото не идут ресурсы, в нём неуютно жить творческим и активным людям. Праздник День Победы – прекрасный повод громко заявить о себе, но, с другой стороны, есть много и других поводов.
«АиФ»: — Мы просто приучили всю страну к тому, что у нас была Сталинградская битва, есть Мать-Родина. ..
А.Л.: — И не только. В 2008 году у нашего региона был не менее яркий, выигрышный аргумент для «увеличения культурных мышц». Два года назад исполнилось 150 лет путешествию Александра Дюма по России и Нижней Волге – через Царицын, Камышин, озеро Эльтон. Увы, но у нас про столь мощный повод для раскручивания нового образа региона никто даже и не подумал. Зато думают другие. И реализовывают идеи в красивые праздники. В западноукраинском Львове сотни, тысячи туристов охотно путешествуют по местам солдата Швейка, а у нас ресурс реальной, совершенно не вымышленной яркой исторической фигуры использовать никто не желает или не умеет. А таких совершенно неиспользуемых исторических фигур и событий в Царицыне – Сталинграде – Волгограде много…
Сталинград во вред
«АиФ»: – Считаете, наш имидж тихого региона-середнячка с боевой славой в активе, но без особо яркой современности ещё как-то можно изменить?
А.Л.: – Можно и нужно. Волгоград обладает и большим потенциалом современных ярких информационных и культурных поводов. Вспомним знаменитые фестивали «Неопознанное движение» конца советской эпохи, такого интересного культурологического феномена не было нигде больше в стране. Вспомним про недавние яркие проекты – фестиваль аудиовизуального искусства «Видеология», прогремевший на всю страну проект музея изобразительных искусств «Уроки Леонардо».
Есть интересные проектные идеи будущих акций, скажем, «Другой Волгоград – Другой Ковентри», «Живая Казачья История», «Музей русской сказки», идея создания интерактивного музея-заповедника «Золотая Орда». В любом случае очевидно: позитивный и активный имидж невозможно построить по административно-чиновничьей указке, в рамках специального постановления мэра или губернатора.
«АиФ»: – Содержит ли в себе столь мощный имиджевый потенциал географический бренд «Сталинград» или это искреннее самозаблуждение?
А.Л.: – Я полагаю, глобальный бренд «Сталинград», если подходить к нему с позиций переименования всего города и региона, сработает нам скорее во вред, нежели на пользу. Наш город должен отодвинуться от смысловой исторической матрицы, символизирующей войну, смерть, разрушение и уж тем более репрессии и советскую власть. Тогда в нём будет больше жизни, больше событийных красок.